Найти в Дзене

Эхолалии при аутизме, сенсорной алалии и других нарушениях. Как их использовать на пользу развитию?

Оглавление

Одним из наиболее тревожащих симптомов у ребёнка с особенностями развития является эхолалия.

Эхолалия - это неконтролируемое повторение чужой речи.

Эхолалии бывают немедленными и отсроченными.

Немедленная эхолалия это мгновенное повторение речи. Например, вы задаёте вопрос: "Ты хочешь чай?", а вам в ответ (в зависимости от уровня развития речи) либо полностью повторяют вопрос: "Ты хочешь чай", либо говорят последнее слово: "Чай".

Отсроченная эхолалия это повторение заученных фраз из мультиков, фильмов, сказок и т.д. не сразу, а через какое-то время.

Раньше психиатрами и учёными эхолалия воспринималась исключительно как негативный симптом - эхолалии появлялись при серьёзных расстройствах, которые сопровождались распадом психики, такими как кататоническая шизофрения, болезнь Альцгеймера и особенно болезнь Пика.

В детском возрасте эхолалия традиционно ассоциируется с расстройствами аутического спектра (РАС), но на самом деле она встречается и при других нарушениях, например, при синдроме Туретта, сенсорной алалии, нарушениях зрения и слуха и др. Но что самое интересное, так это то, что эхолалия может быть совершенно нормальным этапом развития речи у ребёнка без каких-либо отклонений.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Когда эхолалия является нормой?

Существует два таких периода.

Первый период, когда в норме может возникнуть эхолалия, приходится на возраст с младенчества до полутора лет - малыш может повторять слова и фразы, не понимая их значения. Повторение используется им, чтобы отработать речевые навыки.

Второй этап может наступить с 3 до 4 лет. В этом возрасте ребёнок использует эхолалию для обучения диалогу и поддержания беседы со взрослым. Так как навыков может быть ещё недостаточно, в ход идёт эхолалия. К 4 годам у нормально развивающегося ребёнка эхолалия полностью угасает.

Если эхолалия выходит за пределы 4-летнего возраста, она становится симптомом нарушения развития.

Так значит эхолалия - это плохо?

Я бы так не сказала. Например, бывает аутизм без эхолалии, но проблемы-то никуда не уходят. То есть, эхолалия это просто симптом нарушений развития, не более.

Однако многих родителей она пугает и даже раздражает. Тем не менее, при отсутствии повреждений мозга это скорее хороший знак, чем нет - он показывает, что ребёнок готов осваивать речь и пытается общаться! Просто делает он это таким вот специфическим способом. Например, эхолалии могут использоваться ребёнком в следующих ситуациях:

👉 Он не знает что ответить, но чувствует необходимость поддержать диалог. У нас такое было, когда Лёва ещё не понимал смысл вопросов. Я ему: "Когда падает снег?", а он мне с удивлённым видом: "Снег?", "Когда?" или мой вопрос полностью;

👉 Желание согласиться - ребёнку может не хватать слова "Да" и он повторяет за вами фразу, чтобы выразить согласие;

👉 Попытки лучше понять чужую речь - характерно для детей с трудностями в понимании обращённой речи. Ребёнок может специально повторять слова и предложения, чтобы лучше разобраться в том, что вы хотели сказать;

👉 Обдумывание ответа на ваш вопрос - может быть такая ситуация: вы спросили: "Хочешь пить?" и ребёнок говорит: "Хочешь пить". Это может раздражать и казаться издевательством. Но взрослые аутисты часто объясняют подобное тем, что они на самом деле обдумывают слова и задаются внутри вопросом: "Хочу ли я пить?", а внешне это выливается в эхолалию;

👉 Облегчение общения - ребёнку какое-то время проще использовать заученные фразы, чем формулировать свои собственные. Особенно это характерно для стрессовых ситуаций;

👉 Баловство - повторение смешных, по мнению ребёнка, слов;

👉 Аутостимуляция (стимминг) - эхолалия используется ребёнком для получения каких-нибудь приятных ощущений. Например, ребёнок на взводе, но у него есть любимая сказка - он может начать повторять фразы из этой сказки, чтобы почувствовать себя более комфортно.

Кроме того, у аутистов, как и у алаликов, нередки проблемы с грамматически верным построением предложений. Эхолалия через многократное повторение может помочь усваивать как правильно говорить те или иные слова и фразы.

Можно ли сделать так, чтобы речь не состояла сплошь и рядом из эхолалий?

Да, так можно сделать при помощи специальных приёмов. Причём можно не только сократить эхолалию, но и улучшить коммуникативные навыки ребёнка, так как в отличие от ситуаций, когда ребёнок вообще тебя не видит и ничего не говорит, эхо по крайней мере даёт какую-то базу для работы.

С эхолалией можно поработать следующими способами:

🌟 Расширять словарный запас и количество фраз.

Надо вворачивать при случае новые слова и фразы. Например, многие просьбы ребёнка можно сопровождать правильно оформленными фразами, давая ему подсказку что именно стоит сказать. Например, если ребёнок просит печенье, можно говорить готовую фразу, чтобы в следующий раз он использовал её: "Я хочу печенье".

🌟 Использовать приёмы с акцентированием слов.

Метод работает следующим образом. Допустим, ребёнок хочет воды. Он показывает на стакан. Если вы просто спросите: "Хочешь воды?", то ребёнок с эхолалией, скорее всего, просто повторит за вами: "Хочешь воды". Но можно сделать ударение на одном слове - сказать слово "хочешь" спокойным, приглушенным тоном, а "воды" подчёркнуто выделенным. Тогда ребёнок с высокой долей вероятности повторит только слово: "Воды". Это будет эхолалия последнего слова, но эхолалия в тему.

🌟 Обучить фразам, выражающим потребности.

В этом особенно нуждаются дети с аутизмом. Часто они не понимают как выразить свои нужды так, чтобы быть услышанными.

В ситуациях, когда вы понимаете, что за какой-то эхолалией "не в тему" стоит определённая потребность, надо вворачивать в оборот ребёнка правильные слова: "Я хочу пить/есть/спать", "Я устал", "У меня болит рука/нога/голова", "Стоп, мне некомфортно (громко/ярко/неприятно)", "Я хочу/не хочу".

Здесь неплохо работает призывать на помощь других членов семьи, чтобы они изображали, что чего-то хотят, говорили фразу и тут же получали на неё отклик.

🌟 Подсказывать ответы.

Я уже выше писала, что у Лёвы был период эхолалий, когда он просто не знал правильный ответ, но чувствовал, что надо что-то сказать. Помогло самостоятельно задавать вопрос и самостоятельно же на него отвечать. Не факт, что получится с первого раза, но это правда работает. Постепенно ребёнок запоминает, что означает слово или вопрос. В последующих подобных ситуациях он уже не будет эхолалить, а скажет правильный ответ.

🌟 Стараться не использовать фразы, которые заканчиваются именем ребёнка.

Если говорить: "Привет, Катя!", то Катя со временем начнёт и папе, и бабушке, и кошке на улице говорить: "Привет, Катя!". Такие фразы лучше употреблять без конкретных имён и сопровождать уместными жестами: "Привет" (улыбнулись/помахали рукой), "До свидания"(помахали рукой), "Умница" (поцеловали/обняли/погладили).

🌟 На занятиях используйте фразовый конструктор

Он позволяет и детям с тяжёлыми нарушениями речи, и детям с аутизмом, делать более гибким язык общения, а не только говорить заученными фразами. Рекомендую от души - сыну во многом именно такой конструктор помог довольно быстро перейти к фразам и лучше оперировать речью.

Принцип конструктора очень прост. Есть 1-2 пиктограммы с действиями, под которые подставляются соответствующие картинки. В результате вы имеете массу вариантов типа "Мама пьёт сок", "Мама пьёт молоко" и т.д. Ребёнок понимает, что в зависимости от обстоятельств фраза может сильно меняться.

Для деток с аутизмом на место глагола можно вставить слово или картинку "Хочу", чтобы обучить выражению потребностей. Получится: "Я хочу мяч", "Я хочу молоко" и т.д.

фразовый конструктор Коняхиной (фото из открытых источников)
фразовый конструктор Коняхиной (фото из открытых источников)

При РАС эхолалии часто сопровождают человека на протяжении всей жизни. Тем не менее, есть и хорошие новости - у многих она с возрастом сглаживается, человек учится использовать их "в тему", что уже не так бросается в глаза окружающим и облегчает социализацию, только ему для этого ему нужно немножко помочь.

Спасибо всем, кто дочитал!

Не забывайте подписываться и ставить лайк - так вы сможете видеть больше материалов по теме от меня и других авторов :)

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Как я научила сына отзываться на имя (для родителей алаликов и аутистов)

Почему дети с РАС и другими нарушениями развития не смотрят в глаза и как можно это преодолеть

Откаты у детей с аутизмом и нарушениями развития: когда стоит волноваться и что делать, чтобы их минимизировать