Автор: Рыбникова Марина
Создатель Международной Ассоциации Neo Lady
Атмосфера в коллективе салона напрямую влияет на удовлетворенность персонала и, как следствие, на качество его работы и в конечном счете – на вашу прибыль. Как руководителю салона управлять атмосферой, создавать позитивный настрой, на какие проблемы обращать внимание и как их решать – разбираемся в нашей статье.
Каковы показатели положительной атмосферы в коллективе салона красоты:
- Персонал, начиная от руководителя и заканчивая уборщицей, с удовольствием идет на работу;
- Каждый радуется успехам другого, не испытывая зависти и злобы;
- Есть дух взаимопомощи;
- Все думают, как улучшить работу, что внести в общее дело;
- С удовольствием учатся, развиваются.
Это то, чем дышит коллектив и чем приходится дышать клиентам. И если «дышится» плохо, то клиент сразу почувствует и больше не вернется. Задача любого руководителя салона красоты – создать атмосферу, в которой комфортно и специалистам, и клиентам.
Формирование корпоративной культуры и доверия к сотрудникам
Вы открываете дело, набираете персонал – салон начинает функционировать. Со временем:
- Сотрудники притираются, становятся коллективом;
- Внутри вырабатывается определенная модель поведения;
- Складываются правила взаимоотношений:
- руководитель – подчиненные;
- коллега – коллега;
- персонал – клиенты.
Рождается корпоративная культура, формирующая имидж, лицо организации, поддерживающая атмосферу в коллективе. Все это придает неповторимость, уникальность бизнесу, превращает обычный салон красоты в бренд, популярный среди клиентов.
Работайте и формируйте доверие сотрудников. Определять возможность доверия к сотрудникам необходимо на этапе строгого подбора кадров. На этапе собеседования происходит отсев по критериям:
- Отсутствие навыков креативного мышления,
- Нет творческого подхода к работе;
- Умение работать только по инструкции.
Формат таких взаимоотношений не приходит сам собой. Претендент нарабатывает его в период испытательного срока, когда с головой окунается в атмосферу нашего центра, чтобы понять, комфортно ли ему здесь дышится. Это время помогает ему открыться, как специалисту и открыть меня как руководителя. В этот период у будущих специалистов происходит активное познание внутреннего устройства компании. Что делает руководитель:
- Обеспечивает сотрудников инструкциями;
- Всегда открыт к диалогу и готов отвечать на вопросы;
- Предоставляет обучающие видео;
- Консультирует и контролирует.
Новому работнику нужно создавать максимально комфортные условия, чтобы помочь ему вникнуть в детали и почувствовать, как относятся к персоналу в компании.
По результатам прохождения испытания делаются выводы:
- Насколько органично претендент вписывается в атмосферу компании;
- Вдохновляет ли его работа в нашей структуре.
Каждый сотрудник – думающая творческая единица, вдохновлено реализующая свою миссию и обладающая возможностью предложить собственные идеи улучшения дела.
Кто прошел собеседование и испытательный срок, точно понимают свою миссию и долю ответственности. Это осознание является условием, что каждый становится частью компании, ценности которой важны и близки. Таким сотрудникам можно доверять.
Особенности отношений персонала салона красоты с руководством
Важно обращать внимание, как коллектив воспринимает руководство – есть ли открытость и доверие в коммуникации. При общении с подчиненными нужно максимально вникнуть, чтобы понимать:
- их проблемы;
- причины нерешенных задач;
- волнение;
Эти факторы мешают полностью отдаться работе, уводят мысли в сторону, гасят вдохновение.
Если в салоне красоты руководитель и коллеги готовы помочь решить эти вопросы, то сотрудник чувствует себя не бездушным винтиком в машине бизнеса, а человеком, душевные переживания которого волнуют не только его. Руководителю по возможности стоит проникаться делом, жизнью, семейными проблемами каждого, при этом в отношениях обязательно выдерживается планка начальник-подчиненный, но с сохранением доверия, открытости, взаимного интереса.
В этом отношении руководителю стоит развивать эмпатические навыки и навыки эмоционального интеллекта, понимать чувства сотрудников, насколько комфортно им здесь и сейчас, нужна ли помощь. Делая общее дело, ориентируясь на единый жизненный вектор, коллектив и руководитель развиваются сообща, помогая и поддерживая друг друга. Здоровая атмосфера будет, когда создаешь команду, когда относишься к людям с эмпатией, они отвечают тем же.
ПРИМЕР:
В салоне случилась ситуация – парикмахер стал грубить. Что делать? Увольнять? Оптимальный подход – спросить, что у него произошло, какие проблемы его волнуют, поговорить, объяснить, что его поведение нарушает корпоративную культуру компании. Не авторитарным способом, не вникая, принимать карающие решения, давя авторитетом. А мягко, спокойно поговорить, стараясь вникнуть и понять мотивы. Объяснить, что такого поведения не должно быть. Если случайность, человек поймет, исправится. А если это повторяется, то попросить уйти, аргументируя, что он не вписывается в атмосферу и корпоративную культуру компании.
Особенности создания атмосферы в салоне
Центр красоты – место, куда люди приходят расслабиться, отдохнуть, получить профессиональную заботу о своем теле.
У мастеров с клиентами происходит контакт:
- визуальный;
- эмоциональный;
- тактильный.
Любое напряжение мастера (даже тщательно скрываемое) клиент ощутит. Когда работники чувствуют себя некомфортно, чем-то недовольны, у них есть нерешенные проблемы, которые руководство не старается видеть и слышать, это обязательно отражается на клиентах. Попадая в салон, посетитель мгновенно ощущает заботу о персонале. Мастера не охвачены вниманием – заботы о клиентах также не будет. Так оценивают посетители при первом знакомстве атмосферу компании.
Как управлять атмосферой в салоне красоты?
Прописывайте внутренние правила – они помогают контролировать выполнение задач. В нашей компании действуют три основных правила:
1. Проблема, плохое настроение – обратитесь к руководителю.
Психотерапевтический опыт помогает решать проблемы коллектива быстро. Человек понимает, что его слышат, понимают и поддерживают. Например, у мастера сложная ситуация, мешающая работать – не успел купить подарок ребенку на день рождения. Получает разрешение отлучиться, закрыть вопрос. По возвращении работает с удвоенной энергией и вдохновением.
2. Заметили, рядом кому-то плохо – помогите.
Это касается и клиентов, и коллег – у нас нет равнодушных.
3. Надо что-то для комфортной работы – предлагайте, рассматриваются любые варианты.
Многие нововведения в центре предложены сотрудниками и поддержаны руководством, например, желающими добавлены в интерьер цветы, картины, вазоны – все это украшает центр, создает уют, комфорт и атмосферу любви к делу.
Руководствуйтесь тем, что правила в салоне красоты – не строгие инструкции, а кодекс компании, где каждый переживает за ее имя, лицо, атмосферу и стремится внести вклад в развитие и улучшение, с целью доставить удовольствие клиентам и привлечь их пользоваться услугами центра. У нас не просто массажист, косметолог, администратор – в первую очередь это люди, вносящие вклад в общее дело, получающие от этого удовольствие.
Как поддерживать позитив в коллективе салона красоты?
Негатив встречается во всех компаниях. Действия руководителя должны быть направлены на то, чтобы убирать эмоциональный контекст, независимо от того, кому надо помочь, сотруднику или клиенту.
Любая негативная ситуация вызывает всплеск эмоций, мешающих объективно оценить происходящее, решить произошедшее без конфликта. Это задача руководителя, а по отношению к клиентам и всего персонала – максимально быстро и доброжелательно гасить вспышки негативного контекста.
ПРИМЕР:
Посетительнице пришлось долго звонить на входе в центр, администратор не сразу услышала звонок из-за его неисправности. Первая реакция, вошедшей клиентки – возмущение и гнев. Что сделали сотрудники – встретили ее в доброжелательной атмосфере, улыбаясь, принесли извинения, проявили понимание и заботу. Конфликт был погашен на стадии зарождения. Желая исключить повторение подобных ситуаций, руководитель решил провести дополнительный звуковой сигнал от входной двери во все кабинеты, с условием отключения во время приема, чтобы не создавать дискомфорт клиентке, получающей услуги.
Данная статья была написана мной для журнала "Директор салона красоты"