И в завершение описания сословий и народов Киевской губернии - крестьяне. Текст приведен дословно из Военно-статистического описания Киевской губернии (т.10.ч.1), фотографии взяты из альбома
Два предыдущих описания: Дворяне Киевской губернии и Евреи Киевской губернии
Этот класс составляет главную, основную часть народонаселения губернии.
Крестьяне говорят по Малороссийски; этот язык есть народный язык южных губерний России. Языком Малороссии говорят жители от реки Кубани до Карпат, и от города Одессы и Крыма до Галиции. На этом языке сохранился особый род литературы: их народные песни и баллады передаются из поколения в поколение.
Характер народа флегматический; продолжительное владычество над краем постороннего племени – угнетения, испытанные народом, образовали беспечный, равнодушный характер, и ту безотчетную покорность судьбе, которая проявляется в туземцах.
Обильная природа покровительствует народной лени. Малороссиянин еще с детства ко всему равнодушен. Житель здешнего края угрюм, неразговорчив; у народа существует особый лаконический язык, понятный только ему одному.
Честность, простодушие и патриархальное хлебосольство – составляют гордость каждого крестьянина.
Темные стороны характера нынешних туземцев составляют: леность, беспечность, склонность к пьянству и нерадение к трудам.
Малороссиянин, при видимой беспечности, изворотлив, неутомим, когда хочет достигнуть предположенной цели. Часто , наружные добродушие и простота, суть рассчитанные хитрости.
С давних времен вкоренившееся пьянство – начало многих зол пролитых на Малороссию – повсеместно. Все вообще женщины пьют горелку и матери с грудным молоком передают детям привычку к этому напитку.
Замечательно, что поныне Украинский мужик не станет петь, пока не пьян. В песнях старой Малороссии высказывается чувство ненависти к полякам за неволю, к жидам за обман.
Бессознательно набожные, нынешние туземцы из церкви заходят в корчмы, - без различия полов и возраста. В корчмах проводят целые дни: - здесь советуются о хозяйственных работах и сообщают друг другу местные новости, - здесь веселятся и ссорятся, отсюда идут на разбирательства суда, - и снова в корчме сходятся, не помиренные судом враги, и за горелкою забывают взаимные обиды.
Жители долго помнят причиненные им обиды, склонны к ссорам и тяжбам. – В отношении помещиков они исполнительны, покорны, но непостоянны: любят перемену власти – «хоть гиршiй да миншiй!» говорит местная пословица.
Мужик этого края всегда угрюмый, любит сидеть дома; - на заработки идет неохотно.
Крестьяне вообще весьма охотно повинуются всем общественным требованиям; волю старшего исполняют безропотно; неповиновение их происходит большей частью от недоразумений.
По любви к праздности, в этом краю беспрестанные праздники, в которые жители грехом считают всякую работу, и все несчастья приписывают неуважению праздников. Любят служить молебны и справлять поминки. Тело умершего провожается с колокольным звоном, на поминки зовут приятелей и нищую братию, - каждый праздник заканчивается попойкой.
Зимою существуют вечерницы. Свадьбы называются весельем, празднуются несколько дней сряду, с музыкою, пением и пляской.
В Киевской губернии существует обычай, который отчасти выражает беспечный характер жителей. – Когда у зажиточного хозяина накопилось много работы, то чтобы окончить ее скорее, он приглашает к себе приятелей и соседей на работу. – Эта безвозмездная работа называется «толока». Гости-рабочие должны быть роскошно угощаемы и всякая подобная толока кончается общим пьянством. Не быть пьяным на толоке, - значит работать для бесчестного хозяина.
Жители любят давать всем прозвища, сообразно физическим или нравственным свойствам человека.
Жилища местных жителей устроены бедно, дома небольшие, низкие, но белые; некоторые из них построены в срубе, большая же часть столбами, забранными тонким лесом, наподобие забора, вымазаны глиною, снаружи и внутри выбелены меловою глиною; крыши соломенные.
Изба, сени, чулан или комора, у зажиточных хлева, - составляют помещение домохозяина; у каждого огород, у многих сады, гумно или клуня. В хатах довольно чисто – полы земляные. Лавки и стол составляют мебель. В зимнее время в той же хате помещаются телята, ягнята, свиньи, гуси и проч.
Одежда мужчин обыкновенно состоит из рубахи домашнего холста, широких холщовых шаровар на вздержке (очкур), сапог с длинными голенищами и железными скобами; - для полевой работы употребляются постолы, состоящие из лоскута кожи, обтягивающей только ступню ноги, и собранные к верху ремнями, которыми они укрепляются ниже икры.
Верхняя одежда состоит из короткой свиты, на манер казакина, сделанной из черного, серого или синего сукна; - в ненастную погоду сверх короткой свиты надевают длинную с капюшоном на шапку. В зимнее время нагольные овчинные тулупы, у зажиточных крытые крашениною или нанкой, шапка из черных смушек, с верхушкой красного, синего или зеленого цвета.
Крестьянки одеваются в весьма длинные домашнего холста рубахи, у рукавов и ворота расшитые красною или синею бумагою, домашнего изделия; сверх их, вместо юбок, надевают шерстяные клетчатые плахты. Плахта из четырех полотнищ скрепленная сверху, составляет праздничный наряд, - запросто носят черные или синие запаски, состоящие из одного полотнища: ими обертываются в обтяжку.
Некоторые носят красные или синие передники, прикрепляя как плахту так и передники на талии красным поясом.
Замужние женщины тщательно прячут свои волосы под шапочки, бумажные, шелковые или даже парчовые; сверх того покрывают головы прозрачными покрывалами, называемыми «намитками», концы которой висят ниже талии.
Девицы голов не покрывают, а украшают их – своими волосами, заплетая две широкие косы, убирают их лентами, полевыми цветами и проч. – Все вообще женщины украшаются медными серьгами, цветными стеклярусами и стеклушками; на шее носят намиты из низкого достоинства коралл, бус, стеклярусу, пришивая к ним образки и проч.
Зимою, как мужчины так и женщины, носят сапоги или лапти из лык, - летом ходят босиком.
Все здешние жители едят три раза в день. – Главную пищу их составляет ржаной хлеб, ячная или гречневая крупа и картофель. В приварок употребляется борщ с салом – зимою из свеклы, летом из щавеля. Богатейшие крестьяне и однодворцы едят роскошнее, в особенности в праздники. Жители неохотно едят за ужином кушанья, оставшиеся от обеда и обыкновенно делают свежие.
Питье: вода или квас и то очень редко.
Болезней постоянно и повсеместно господствующих в губернии от каких-нибудь местных причин, нет.
От быстрых перемен в воздухе и холодных ночей летом многие получают воспаление и колотье в груди. В низменных местах весною бывают лихорадки. – В летнее время проявляются желтые горячки и поносы. Дети подвергаются кори и скарлатине; прививной оспе жители не доверяют и весьма неохотно соглашаются на прививку.
Во время болезней жители вообще неохотно лечатся у докторов и предпочитают домашнее лечение. Так, например, больного поят святой водою, взваром из трав, освященных 1 августа (свяченое зелье) и т.п.
Мужчины и женщины терпеть не могут лазаретов – и большие охотники до кровопусканий.