Найти тему

Вся правда об IPO: часть 2

Оглавление

В первой части этой серии материалов мы поговорили о мотивации компании выходить на биржу. Почему вариант с привлечением капитала для развития через IPO не пользуется популярностью среди стартапов и молодых компаний? Если десятилетие назад новая компания стремилась выйти на IPO в течение четырех лет после запуска, то сегодня стартапы предпочитают оставаться непубличными. Это объясняется огромным количеством денег в индустрии частного капитала - Private Equity. Под управлением Private Equity фондов уже $7 триллионов, хотя 10 лет назад было в 3 раза меньше. При этом свободный капитал достиг $1,5 триллионов - это деньги, которые лежат на счетах Private Equity фирм в ожидании привлекательных сделок, что показано на изображении ниже.

Неиспользованный капитал в сегменте Private Equity в разрезе сегментов. Источник: Financial Times
Неиспользованный капитал в сегменте Private Equity в разрезе сегментов. Источник: Financial Times

При этом для компании вариант с привлечением капитала от частной фирмы проще и дешевле. Выходя на биржу, компания обязана отчитываться по МСФО, соблюдать права акционеров, готовить тонну отчетов в комиссию по ценным бумагам и биржам, также ублажать акционеров растущей прибылью и обещаниями скорой прибыли, если ее пока нет.

Непубличные компании свободнее в выборе стратегии, они чаще и легче идут на эксперименты в бизнесе, если это сулит долгосрочную выгоду. Компании, чьи акции торгуются на бирже, вынуждены уделять внимание краткосрочной перспективе и думать о стоимости акций. Если руководители публичной компании во время очередного квартального отчета скажут, что начинают эксперименты, чтобы в будущем заработать больше денег, но в ближайшие пару кварталов это приведет к падению прибыли - акции такой компании улетят в ад. 

Учитывая то, что недостатка в деньгах на рынке нет, качественные бизнесы быстро их находят в Private Equity фондах и продолжают развиваться в непубличном поле. А вот большинство компаний, выходящих на биржу, идут туда за деньгами, которых не получают от подобных фондов. Если в 2008 году доля неприбыльных компаний, выходящих на IPO, составляла 30%, то по итогам 2019 - 70%.

Доля неприбыльных компаний, выходящих на IPO в США
Доля неприбыльных компаний, выходящих на IPO в США

Когда Private Equity фонды, инвестировавшие в компанию на ранних стадиях в надежде будущей прибыли, понимают, что этой прибыли не будет - они выводят компанию на IPO.

Почему это плохо для рядовых инвесторов:

1. На рынок выходит меньше хороших компаний, привлекательных по финансовым показателям.
2. На биржах растет доля плохих компаний, которые не прошли проверки Private Equity фирм и идут на биржу в поисках «глупых» денег.

Будьте внимательны и тщательнее изучайте компании, которые покупаете в свои портфели. Да, в коротком периоде даже глубоко убыточные компании могут показывать положительную динамику, но в долгосрочной перспективе они проиграют прибыльным.

Удачных инвестиций!

#IPO #стартап #венчурный капитал #венчурные инвестиции #венчурный фонд

🔥 Если статья была для вас полезна, поделитесь ей со своими друзьями в социальных сетях

_____

Понравился материал - ставь палец вверх и подписывайся на мои каналы в Дзен и Telegram, чтобы не пропустить новые материалы.