Найти тему
Записки Пейзанина

Про армян и не только

https://img04.rl0.ru/271489a4bb1058d5d43e291424c04359/c1675x2400/h-a.d-cd.net/c53ca3u-960.jpg
https://img04.rl0.ru/271489a4bb1058d5d43e291424c04359/c1675x2400/h-a.d-cd.net/c53ca3u-960.jpg

Мои соседи — армяне, а живу я в Саратовской области, в одном из районных центров, в сотне километров от областного. Ну, вообще-то, кавказцы встречаются везде, и ничего удивительного в моём соседстве нет. Даже у господина Уэфа, который жил на планете Плюк (а это другая сторона Тентуры, между прочим), по его словам, мама была грузинкой. Это я про персонажа фильма Георгия Данелия «Кин-Дза-Дза», если кто не знает ))).

С соседями (в т.ч. армянской семьёй) я не настолько близок, чтобы особенно «беседовать по душам», сильно откровенничать или о чем-то расспрашивать. Соответственно, мои познания о них основаны лишь на собственных наблюдениях, да еще на каких-то обывательских слухах и домыслах. Стало быть, могу в чем-то ошибаться, рассказывая о них, приношу за это извинения.

Появилась эта семья (в поселке есть и другие армяне) в нашем РП где-то, наверное, лет 20-25 тому назад, т.е. в 90-е. Старшие члены семьи до сих пор разговаривают по-русски с сильным акцентом, да и сам наш язык у них неидеальный. Видимо, до появления в посёлке, жили они в другой языковой среде. Всё это наталкивает на мысль, что, возможно, они - беженцы. Подобных вынужденных переселенцев в 90-е раскидало по миру немало: мой армейский приятель (бакинский армянин) живет теперь в Краснодаре, а еще я знавал человека из нашего же района, так его семья бежала из Сухуми.

Ну, так вот... Когда новые соседи поселились рядом с нами, то была ими приобретена тут обычная изба-пятистенка, оббитая досками и, насколько помню, крашенная в зелёный цвет. Собственно, я тоже сейчас в подобной обитаю, только моя оббита листами железа и серебрянкой окрашена.

Моя избушка
Моя избушка
Моих родителей, кстати, тоже можно назвать в какой-то мере беженцами, т.к. когда Крым из советского стал превращаться в украинский, когда условия жизни стали заметно хуже российских, они, будучи пенсионерами, перебрались на свою "историческую родину" в Саратовскую область.

Шли годы, и армянские соседи как-то постепенно превратили свою хибарку в двухэтажный дом каменной кладки, который в итоге еще и облицевали настоящим туфом. Туф, понятное дело, в наших краях в природе не встречается, да и не продается здесь, как мне кажется. Надо полагать, что его привезли аж из Армении. Как вы понимаете, это достаточно высокобюджетная заморочка заради эстетического удовольствия и комфорта, которая далеко не всем по средствам.

Может, ракурс не слишком удачный, но, поверьте, дом сделан добротно, с любовью.
Может, ракурс не слишком удачный, но, поверьте, дом сделан добротно, с любовью.

Двор у этих соседей выложен плиткой, парадная "калитка" ажурной ковки. Был еще навес чуть ли не в полдвора из поликарбоната, но местные наши умельцы его так соорудили, что металлические конструкции прогнулись в первую же зиму под тяжестью снега. Пришлось его демонтировать. Короче говоря, живут крепко, с достатком. То, что, мягко говоря, не бедствуют — это точно.

Кто-то в семье (возможно, что глава оной) увлекается реставрацией старых авто. Двор заставлен нарядными и сверкающими машинами: тут и «Москвич- 407», и 21-я «Волга», и полноприводный «козлик». Временами, как мне показалось, в парке происходит какая-то ротация: что-то из автомобилей исчезает, но что-то и появляется, причем в виде, который явно требует ремонта. Спустя какое-то время и эта развалюха превращается в очередную «конфетку». Возможно, что это хобби или побочный бизнес такой - реставрация старых автомобилей. Может быть, что и с последующей продажей коллекционерам. А может быть и для собственного удовольствия, не знаю.

Самих же мужчин семьи чаще можно видеть за рулем «Оки». Этих «букашек» штуки две или три в хозяйстве, причем две из них оборудованы будкой для перевозки грузов. Это такой «кунг» небольшого формата (типа «пирожок»).

Что-то перевозят они с утра до позднего вечера, и, действительно, есть что возить: почти во всех местных магазинах и буфетах продается хлеб и другая выпечка их производства, а в центре поселка, на бойком месте им принадлежит заведение с шаурмой, самсой и иным востребованным у населения фастфудом. Сравнительно недавно у своего дома (а дом на главной улице поселка, у дороги междугороднего значения ) они еще и магазинчик поставили. Сначала на нем была вывеска «Деревенское мясо», но, видимо, тема экопродуктов проезжим «не зашла». Теперь магазин продает пенное в розлив и еще кое-какие продукты, чем стал востребован, но уже у наших, у местных.

Когда проходишь рано утром или поздно ночью мимо двора, то чувствуешь «хлебозаводской» аромат, а в окнах пристройки виден силуэт кого-то, кто и в это время занят пекарским ремеслом.

Ну что сказать? «Умеют жить люди». Это первое, что приходит на ум и «слетает с языка», когда видишь их дом. Причем, трактовка и отношение к предмету обсуждения определяется интонацией говорящего : язвительная («все чёрные - проныры, везде найдут способ хорошо жить за счет НАС»), уважительная — у тех, кто понимает, что за таким уровнем благосостояния кроется каждодневный дружный семейный труд на протяжении многих лет, предприимчивость.

Я себя отношу ко вторым, а «пронырливости» армян, их умению приспосабливаться и разворачивать обстоятельства в свою пользу есть простое объяснение: это так называемый «армянский метод». Суть его заключается в том, что нужно сначала делать дело, а уже потом заниматься согласованиями, анализом, прогнозированием и прочим жеванием соплей, чем увлекаются многие из нас.

Мы (согласен, что не все «мы») можем годами мусолить идею заняться бизнесом, но так и не реализовать её, ссылаясь на «неподходящую экономическую ситуацию», «бесчеловечный режим», «грабительские налоги», что «в наше время уже поздно что-то затевать, это нужно было делать в 90-е» и на прочий убедительно звучащий (для оратора) бред. А на самом деле просто боимся врубаться в новое, неизвестное дело, вбиваться и рисковать баблом, ужасаемся мифических заморочек с налогами, пугаемся взаимоотношений с официальными органами и пр.. Да и, признаемся, что, засучив рукава, вламывать больше, чем продолжительность рабочего дня (причем, не на «отъ..ись», а на совесть) — к этому готовы далеко не все из "нас".

Армяне же (о5 же соглашусь, что не все), действуя по вышеописанному принципу, сначала затевают дело, не боятся, а потом уже решают вопросы по мере их поступления: и с контролирующими органами, и с другой «текучкой».

Полагаю, что так же поступили и мои соседи, когда перебрались на новое для себя место: первым делом организовали прямо на дому мини-пекрню, не побоялись официально "легализоваться", заключили договора с торговлей и много лет трудились (и сейчас тоже продолжают трудиться).

Упреждая возмущенные реплики спешу согласиться с тем, что предприимчивые и деятельные люди есть во всех нациях и народностях, но, правда, в разных пропорциях. Например, по той же междугородней трассе, про которую я говорил выше, есть деревня, которая почти вымерла. Какой-то вайнах (то ли чеченец, то ли ингуш) несколько лет назад построил там ферму. Теперь на огражденных участках пасутся барашки, коровы, лошади и даже ослики. Начинал с малого, осваивая пустующие земли. Теперь это уже добротное фермерское хозяйство, где помимо фермы есть ещё и магазин собственных свежих мясных продуктов, какие-то капитальные строения. И народ стал возвращаться в эту деревню. Хоть и медленно, но начали ремонтироваться и оживать брошенные избы.

Та самая деревня, преобразования в кадр не вошли. Фото из открытых источников интернета.
Та самая деревня, преобразования в кадр не вошли. Фото из открытых источников интернета.
Чтобы не складывалось неправильное впечатление о том, что я «пою оду» кавказцам, еще упомяну и о местных предпринимателях. Их немало. Многие истории успеха, которые я слышал, звучат так: «начинал с малого». Один сначала торговал на базаре чем-то собственного изготовления, а самый известный в поселке «брендовый» (его продукция востребована и узнаваема) производитель хлеба (у нас несколько хлебопроизводителей, как видите) начинал, по рассказам его технолога, с мешка муки. Но обо всех этих интересных людях я, надеюсь, расскажу в следующие разы. Мне и самому, если честно, любопытно познакомиться с ними, позадавать вопросы. Это, как я считаю, более полезное общение, чем контакты со «всёпропальщиками», чьё тухловоние заразно, от них вполне можно подхватить опасную болезнь «БЯН» («бедный я несчастный»), если впускать их нытьё себе в уши.
Будете смеяться, но через  дорогу от армян достраивает дом местный грузин
Будете смеяться, но через дорогу от армян достраивает дом местный грузин

А дом армян-соседей, это которые бывшие беженцы и до сих пор нечисто говорят по-русски, не только навевает на мысль, что «умеют жить люди», но и вызывает смутное подозрение, что если не бухать, трудиться и стремиться чего-то достичь, то и жизнь своей семьи можно поменять к лучшему.

P.S. Малоприятная дискуссия, которая образовалась в комментариях, побудила меня написать продолжение статьи. Вот оно.