Найти в Дзене

Мотороллер «Турист». Разобрался, почему именно так назывался самый массовый скутер времен СССР

Оглавление

Название продукции в СССР всегда выбиралось из каких-либо соображений и никогда не было случайным. Помню, в детстве сосед летом тарахтел ездил на недосягаемой мальчишечьей мечте - мотороллере. Он назывался «Турист», и уже одно это слово тогда ассоциировалось с далекими странствиями, приключениями и прочей романтикой.

Мало отличающийся по внешнему виду мотороллер «Тулица», пришедший на смену мотороллеру «Турист» (источник фото: сайт Тульский Музей "Мото-Авто-Арт" http://moto.tula.ru/moto0.html)
Мало отличающийся по внешнему виду мотороллер «Тулица», пришедший на смену мотороллеру «Турист» (источник фото: сайт Тульский Музей "Мото-Авто-Арт" http://moto.tula.ru/moto0.html)

Сейчас по прошествии лет мне стало интересно. Почему мотороллер был назван столь ответственным словом? «Турист»....

Эмблема "Турист" (источник  https://www.drive2.ru/b/1186875/)
Эмблема "Турист" (источник https://www.drive2.ru/b/1186875/)

Всесоюзные туристские маршруты, спортивный туризм, значок «Турист СССР» и др. Отношение к туризму во времена СССР было очень серьезным, и без повода называть что-либо «туристом» не стали бы. Неужели мотороллер был специально создан для туризма?

Мотороллеры «Турист» (источник фото: сайт Тульский Музей "Мото-Авто-Арт" http://moto.tula.ru/moto0.html)
Мотороллеры «Турист» (источник фото: сайт Тульский Музей "Мото-Авто-Арт" http://moto.tula.ru/moto0.html)

Стал разбираться и открыл для себя много нового. Чем с Вами и решил поделиться.

Что такое мотороллер?

А что собственно такое мотороллер, чем отличается от мотоцикла и скутера, которые мы часто встречаем в летний сезон?

Во-первых, мотороллер и скутер это одно и то же. Название «мотороллер» имеет немецкие корни (motorroller), а скутер – английские (to scoot – бежать стремглав, удирать).

Мотороллер «Турист» (источник фото: сайт Тульский Музей "Мото-Авто-Арт" http://moto.tula.ru/moto0.html)
Мотороллер «Турист» (источник фото: сайт Тульский Музей "Мото-Авто-Арт" http://moto.tula.ru/moto0.html)

Во-вторых, мотороллер много чем отличается от мотоцикла: 1) наличием удобной площадки для постановки стоп, делающей посадку и поездку более удобной; 2) развитой передней частью, которая защищает от встречного потока воздуха и грязи; 3) уменьшенным диаметром колес; 4) «убранным» под сиденье двигателем.

Как удобное и недорогое средство для перемещения в городской черте скутеры появились после войны (1941-1945) в Италии, а затем из Европы распространились всему миру. Благодаря экономичности в эксплуатации и маневренности современные скутеры весьма популярное средство передвижения в южных Европейских странах

Скутеры на улочках. Родос, Греция (фото kirkandmimi)
Скутеры на улочках. Родос, Греция (фото kirkandmimi)

и особенно в странах Юго-Восточной Азии

Фото Markus Winkler
Фото Markus Winkler

Вообще говоря, скутер любит хороший асфальт и теплый климат. Пользование скутером в России ограничено коротким летним сезоном. При этом ездить на скутере по плохим дорогам да еще на большие расстояния весьма напряжно. Маленькие колеса, слабая амортизация, неустойчивость ... скутер просто не рассчитан на поездки по грунтовым дорогам. Длительное путешествие на скутере то еще приключение.

Так почему мотороллер назвали «Турист»?

Мотороллер «Турист» стал первым самостоятельным советским мотороллером.

Мотороллер «Турист» (источник фото: сайт Тульский Музей "Мото-Авто-Арт" http://moto.tula.ru/moto0.html)
Мотороллер «Турист» (источник фото: сайт Тульский Музей "Мото-Авто-Арт" http://moto.tula.ru/moto0.html)

Вы спросите почему самостоятельным? Оказывается «Турист» стал первой моделью, самостоятельно разработанной советскими инженерами, которая превзошла по техническим характеристиками своего предшественника – мотороллер «Тула-200», полностью скопированный с немецкого мотороллера (Goggo, фирма «Hans Glas GmbH»).

Мотороллер «Тула-200». Годы выпуска: 1957- 1968. Выпущено более 280 тысяч мотороллеров различных модификаций, экспортировался в 16 стран ( источник фото: https://carakoom.com/blog/9368)
Мотороллер «Тула-200». Годы выпуска: 1957- 1968. Выпущено более 280 тысяч мотороллеров различных модификаций, экспортировался в 16 стран ( источник фото: https://carakoom.com/blog/9368)

По массовости использования мотороллер «Турист» превзошел своего предшественника «Тула-200». Он выпускался 11 лет сначала в модификации «Турист» (с 1968 по 1971), затем (с 1971 по 1979) в более мощной (12 л. с.) и быстрой (до 90 км/час) – «Турист-М».

22 апреля 1976 г. Тульский машиностроительный завод. Торжественный митинг, посвящённый выпуску миллионного мотороллера «Турист» (источник фото https://ribalych.ru/2020/05/11/redkie-starye-fotografii/)
22 апреля 1976 г. Тульский машиностроительный завод. Торжественный митинг, посвящённый выпуску миллионного мотороллера «Турист» (источник фото https://ribalych.ru/2020/05/11/redkie-starye-fotografii/)

Куда только на нем не ездили (по городу, за город, на дачу...). Умудрялись размещаться и ехать целой семьей (пама, мама, ребенок).

«Тула», «Турист», «Тулица» (эта модель пришла на смену «Туристу», годы выпуска 1979-1989)... Все названия начинаются на «ТУ». И это понятно. Ведь мотороллеры выпускались на Тульском машиностроительном заводе - одном из старейших (ведет свою историю с 1879 г.). За время существования завод выпустил (и выпускает) различную машиностроительную продукцию как военного, так и гражданского назначения. Именно на этом заводе в 1915 г. было налажено производство знаменитого пулемета системы «Максим».

Вывод 1: По всей видимости, название «Турист» данное мотороллеру пошло от места, где его выпускали.

А может быть, выбирая название, создатели надеялись, что ходовые качества мотороллера позволят совершать на нем путешествия?

Заявленный расход топлива мотороллером по трассе – 3,2 л. бензина на 100 км. Поскольку объем бака у «Туриста» был 12 литров, то можно посчитать, что максимальная дальность без дозаправки составляла примерно 375 км. Мотороллер «Турист» прошел серию испытаний как на самом заводе, так и в испытательных пробегах по дорогам средней полосы и горных южных районов. Его эксплуатационные качества прошли проверку в различных ралли и кросах. В итоге он был «доведен до ума» и стал достойным мотороллером, превзошедшим своих предшественников.

Выезд на мотороллерах на природу (источник фото: сайт Тульский Музей "Мото-Авто-Арт" http://moto.tula.ru/moto0.html)
Выезд на мотороллерах на природу (источник фото: сайт Тульский Музей "Мото-Авто-Арт" http://moto.tula.ru/moto0.html)

Готовя эту статью, прочитал в интернете не один комментарий к статьям про этот мотороллер. В них говорится, что «Турист» хоть и не лишен недостатков (неустойчивый, весьма тяжелый - 145 кг.), но все же он был отличной разработкой своего времени. Во времена СССР некоторым удавалось на нем ездить не только до ближайшей речки, но в Крым, Карпаты, Белоруссию... А куда девать вещи и снаряжение в подобном путешествии? Примерный ответ дают следующие фотографии. На них изображен "конкурент" «Туриста» - мотороллер «Вятка» (выпускался с 1957 по 1967, было выпущено почти 300 000 штук).

Вывод 2: У мотороллера несомненно был характер «туриста», что и отражено в его названии.

Встретить сегодня «Туриста» на дороге - большое везение. Однако модель популярна у любителей раритетной техники, благодаря усилиям которых часть мотороллеров еще «в строю».

Мотороллер «Турист» (источник https://www.drive2.ru/b/467763583611044855/)
Мотороллер «Турист» (источник https://www.drive2.ru/b/467763583611044855/)

Полезно? Интересно? Мы старались для Вас!

Лайк, подписка, комментарий – лучшая поддержка!