Для начала давайте разберемся в терминологии.
Начальник – это название должности. Должностное лицо, руководящее, заведующее чем-нибудь.
Руководитель – это вид деятельности. лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности.
Можете погуглить и углубиться в данные определения.
На первый взгляд отличия минимальны. Начальник по статусу выше руководителя. Начальник управляет руководителями и предприятием. Руководитель в свою очередь управляет коллективом, занимается разработкой стратегии, планирует и выполняет роль лидера команды.
Отдел персонала и руководители.
В сегодняшних Российских реалиях руководители крайне востребованы на рынке. К сожалению, менеджеры по подбору персонала зачастую не понимают, что эффективный руководитель всегда имеет свое мнение, в сложных ситуациях оперативно ищет решения и перестраивает работу команды в связи со сложившимися обстоятельствами. Такой подход к работе эффективен, но не всегда приемлем тому или иному начальнику.
И с этим в будущем может быть связано множество проблем взаимодействия начальника с нанятым руководителем. Начальник может быть не доволен «прыткостью» менеджера, поскольку привык принимать решения не спеша.
Руководитель и команда.
Руководитель напрямую взаимодействует с каждым членом команды. И это крайне важный элемент в работе. Лидер всегда пытается выстроить эффективные взаимоотношения с каждым сотрудником, от которого зависит результат. Начальник, как правило этой работы не видит. Она скрыта от его глаз, это можно оценить лишь общаясь с сотрудниками низшего звена, спрашивая у них обратную связь о своем руководителе.
Если бы HR и начальник понимали, как правильно взаимодействовать с нанятым руководителем, то большинства проблем в их взаимодействии можно было бы избежать. HR и начальник зачастую не понимают, как оценить работу руководителя. Многие до сих пор не умеют создавать и применять на практике чек-листы, которые в понятной форме могут показать всю работу внутри компании.
Совещания и собрания.
О проведении совещаний и собраний можно говорить очень долго и статья на эту тему на канале появится обязательно.
В этом элементе бизнеса есть две стороны медали:
- Большое количество совещаний на неделе не позволяет оперативно внедрять озвученные мероприятия. Тратится много времени менеджеров, которое можно было эффективнее использовать в полях. Начальник для поддержания своей значимости и статуса помимо постоянных звонков руководителю может переусердствовать в этом деле. Часто встречается в крупных компаниях.
- Редкие встречи с руководителями - это другая сторона медали, которая может завести руководителя в зону информационного вакуума, в таком случае процессы сильно затормаживаются. Начальники в мелких компаниях предпочитают редкие встречи с розницей и совещания делегируются руководителям. Тоже крайность…
Совещания, на мой взгляд, должны проводиться не реже одного раза в неделю и максимум дважды, учитывая внеплановые. На совещаниях должны присутствовать либо быть на связи и начальник, и руководитель.
Обучение в компании.
У нас в компаниях зачастую занимаются обучением персонала низшего звена и руководителей. Что мы получаем на выходе?
На выходе мы имеем пропасть в понимании бизнес-процессов и управления командой между начальником и руководителем. Разница в том, что руководитель начинает на практике использовать полученные знания. И так как начальник обучение не проходил, у него появляются вопросы. И эта пропасть увеличивается с каждым пройденным тренингом по лидерству и управлению командой руководителем.
Обучение должно вкладываться во все головы, начиная с самого верха.
Заполучить любой ценой.
Зачем HR пытается на собеседовании всеми правдами и неправдами заполучить менеджера из крупной федеральной сети, если его навыки не будут востребованы по максимуму, я не понимаю. Потом сами же с начальником сидят, как на иголках и гадают, когда данный менеджер покинет их компанию в связи с отсутствием перспектив и интереса к работе.
Зачем начальнику крутой руководитель?
Начальнику нужен подчиненный, причем эффективный подчиненный, который молча выполняет поставленные задачи. Руководитель, по мнению начальника, не должен высказывать мнение, не должен жаловаться, он должен просто делать.
Любая ошибка начальника – это плохая работа руководителя.
Стоит руководителю высказать сомнения по поводу того или иного действия, начальник тут же переворачивает это в сторону несостоятельности и лени. Вот Вам причина еще одного конфликта из-за ошибочного приема на работу менеджера, обладающего компетенциями, превышающими уровень данной компании.
Дистанция начальника с подчиненными.
Начальник, как правило, самодистанцируется от общения с низшим звеном. У него слишком много работы, чтобы спускаться до обычных сотрудников. Это сразу бросается в глаза в небольших компаниях. Там начальник зачастую выполняет роль «царька». Я никогда этого не понимал и не принимал.
Любое обращение продавца к начальнику выходит боком для руководителя. Ему задается масса вопросов и высказывается такое же количество претензий по причине обращения недовольного продавца через голову своего непосредственного руководителя.
С одной стороны, вопросы руководителю задать необходимо, но нужно понимать, что продавцы не всегда понимают иерархию в компании.
Руководитель так же несет личную ответственность за отрицательные отзывы покупателей перед начальником. А следовало бы изначально обсудить процессы, которые приводят к этим жалобам и, возможно, в будущем несколько их откорректировать.
Руководитель вместо щита.
Начальник отчитывается напрямую либо собственникам бизнеса, либо генеральному директору. Естественно, при наличии проблем, под ударом тут же оказывается руководитель. Как итог для руководителя –минимум штрафы, максимум увольнение. При правильном взаимодействии, работу можно скорректировать, найти точки непонимания и избежать кровопролития. Самое лучшее решение это привлекать руководителей к обсуждению стратегических вопросов с вышестоящим руководством.
Руководитель и карьерная лестница.
Карьера для качественного руководителя имеет большое значение. Он постоянно развивается и практикует коммуникацию на всех уровнях. Но в небольших компаниях у руководителя мало шансов стать начальником. Я лично в этом вижу большую проблему, поскольку в наших компаниях сильно не хватает начальников с навыками лидерства, которыми в должной степени обладают руководители. И на месте собственников бизнеса я бы обратил больше внимания на эту проблему.
Начальнику стоит правильно оценивать компетенции нанятого руководителя. И при приеме такого менеджера смотреть чуть дальше своего носа и оценивать свои возможности по выстраиванию коммуникаций.
Зачастую начальники забывают, что руководитель всегда обладает свежей информацией из первых уст об успехах и проблемах в точках продаж. Так почему не использовать эту информацию для более эффективного развития бизнеса?
Таковы реалии видения бизнеса в Российских условиях. Вот такие серьезные отличия начальника от руководителя. Безусловно, есть крутые начальники и слабые руководители. Я привел примеры из личного опыта и основываясь на своих наблюдениях.
Высказывайте свое мнение, давайте обсуждать!
Всем успехов и крепкого здоровья!