Добрый день!
Сегодняшняя тема разговора посвящена «супер-начальникам», которые перегружают своих подчиненных мелкими и, более того, чужими задачами.
Сталкивались с таким на практике? Конечно же сталкивались. Ниже обсудим, что приводит к такому отношению со стороны руководителя.
Сначала стоит разобраться, почему так происходит. Что не так с нашим начальником? Нарушим правила профессиональной этики и оценим своего босса.
И самое главное – ответим на вопрос, как поступать при возникновении таких ситуаций? «Послать» начальника, этично и конструктивно отказав в выполнении той или иной чужой задачи или смирно и тихо взяться за ее выполнение?
Вы должны понимать одну простую вещь! В нашей жизни ничто просто так не происходит. Всему есть свое объяснение и причины.
Ситуация, когда Вы выполняете чужие задачи, не относящиеся к Вашей должностной инструкции, также имеет своё объяснение и этому обстоятельству обязательно что-то предшествовало.
Немного помнём кости наших "супер-руководителей"! В лицо же мы это не часто делаем :)
1. Ваш начальник не умеет сопоставлять профессиональные навыки сотрудника с поставленными задачами.
2. У начальника есть любимчики, которым он стремится облегчить труд.
3. Начальник хочет утопить Вас в работе и предъявить претензии со всеми вытекающими последствиями. Понимаете о чем я?
4. Начальник не понимает трудоемкость задач и не следует прописанным должностным инструкциям.
5. Начальник не видит Вашей реальной работы.
6. Начальник использует Ваши навыки, чтобы перед своим руководством выглядеть «красавчиком». Если грубо, то на Вашем хребте просто планируют выехать.
Что с этим делать, спросите Вы? Я себе тоже часто задавал этот вопрос. И сделать что-то можно.
1. Научить начальника соизмерять навыки и задачи, Вы не сможете. Но обратить внимание на данный момент стоит. Делать это нужно крайне аккуратно.
a. Объясните, в чем Вы специалист и дайте понять, что с такими задачами Вы не работали ранее (если не работали) и поэтому не можете гарантировать 100% результат.
b. Обратите внимание начальника на сотрудника, который должен этим заниматься в соответствии с занимаемой должностью и должностной инструкцией.
2. С любимчиками Вы точно ничего не сделаете. Тратить время на подставы не рекомендую. Заиграетесь и в итоге сами же пострадаете. Я лично в эти игры не играю и презираю тех, кто этим промышляет.
a. Держите врага ближе друга. Поддерживайте с любимчиками начальника теплые профессиональные отношения. Зачастую, в дальнейшем можно им же делегировать эти задачи.
b. Можно постараться стать любимчиком. Так себе совет, конечно. Придется переступить через самолюбие. Тут решайте сами. Знаю многих, кто это практикует и достаточно успешно. Для меня лично этот подход неприемлем. Предпочитаю уважение, основанное на положительных результатах.
c. Начальнику всегда четко можно дать понять, что один сотрудник воздух пинает, другой работает с постоянной перегрузкой. Делайте это корректно, не подставляйте коллег. Хвалите любимчиков начальника и предлагайте их в качестве исполнителя.
3. Когда на Вас давят для дальнейшего увольнения. Ведите себя так, будто ничего Вам не угрожает. Перечитайте пункты, описанные выше. Если решили уволить, уволят. Главное остаться с лицом и не усугубить свое положение. Больше взвАлите на себя, больше будет шансов в чем-то обвинить Вас и тем неприятнее будет момент Х.
a. Не доводите до такого. Да, легко говорить. Но просто думайте, что делаете и как делаете.
b. Не позволяйте себя заваливать чужой работой. Всегда объясняйте, каким образом чужие непрофильные задачи повлияют на выполнение основных. Адекватный руководитель всегда услышит и примет правильное решение. Ключевое слово - адекватный!
4. Научитесь дефрагментировать (разделять одну часть на множество мелких) задачи. Многие начальники об этом не думают и вовсе могут не обладать таким навыком.
a. Покажите, что Вы понимаете, с чем придется столкнуться при выполнении новой задачи. Перечислите все подзадачи.
b. Сопоставьте подзадачи с временными затратами.
c. Соглашаясь на такую задачу, сразу согласуйте делегирование подзадач другим сотрудникам, тем самым разгрузив себя.
5. Всегда, слышите, всегда показывайте свою работу. В погоне за результатом я часто об этом забывал, если честно.
a. Прекратите вариться в своем котле. Показывайте, что Вы делаете и как.
b. Демонстрируйте результаты, к которым привели Ваши действия.
c. Чаще звоните начальнику с предложениями. Пусть нуждается в Ваших советах и рекомендациях.
6. Не позволяйте никому садиться себе на шею. Не подчиненным, не руководителям. Профессиональный менеджмент заключается в корректном распределении обязанностей исходя из навыков и умений сотрудника.
Не стоит думать, что во всем виноват начальник. Я стараюсь всегда смотреть на проблему с разных сторон и под разными углами. Сначала анализирую свое поведение и лишь потом смотрю на внешние причины. Но это я. Зачастую, нам хочется в первую очередь обвинить начальство. Мой мозг иногда тоже этим грешит.
Помимо внешних причин, к которым относится начальник, могут быть и внутренние, к которым относятся наши действия и поступки.
1. Ранее Вы беспрекословно, желая показать свою трудоспособность и отзывчивость, всегда соглашались выполнять чужие задачи. В долгосрочной перспективе это всегда выходит боком.
2. Занимаетесь лизоблюдством. Поддакиваем начальнику, считаем, что он всегда прав и прогибаемся при каждой встрече. Такое поведение убеждает нашего руководителя в вечной правоте и только повышает его самомнение. Никогда не занимайтесь этим.
3. К Вам в последнее время было много претензий по работе и теперь Вас перегружают для принятия дальнейших, так называемых, непопулярных мер. Чтобы этого не происходило, работайте на результат, а не на количество действий.
4. Вы сами не обладаете навыком делегирования полномочий. Читайте книги на эту тему, проходите курсы. Развивайте навык делегирования. Тренируйтесь. Этой теме посвящу отдельную статью.
5. Вы не обладаете навыком конструктивно аргументировать отказ. Больше читайте и общайтесь с коллегами. Опытный менеджер - это всегда хороший оратор. Развивайте навык общения.
6. Ваши коммуникативные навыки на крайне низком уровне. Мычим, запинаемся, не можем четко и понятно отстоять свою позицию. Это исправит только время и опыт. Времени потребуется не так много. Быстрого решения этой проблемы, к сожалению, нет.
7. Мы боимся своего начальника. Вообще никого не бойтесь на работе. Никто Вас не убьет, не ограбит и не причинит никакого вреда. Начальник – это обычный человек на более высокой должности. У него свои задачи, у вас свои. Добейтесь синергии и понимания. Страха быть не должно!
8. От этой работы слишком многое зависит. Ипотека, кредиты и т.д. Селяви, ребята. Сегодня кредитами и ипотеками руководители очень любят манипулировать. Набрали долгов, терпите! Развивайте финансовую грамотность и не попадайте в зависимость от денег.
Подводя итог сказанному и отвечая на главный вопрос статьи, могу сказать уверенно - ДА, «посылайте к черту» всех руководителей, которые взваливают на Вас чужую работы до тех пор, пока Вы не сломаетесь!
Несомненно, необходимо отталкиваться от конкретной ситуации и конкретного руководителя. На доп. нагрузки иногда имеет смысл соглашаться, если этого требует ситуация. Научитесь мыслить шире и в долгосрочной перспективе.
«Посылайте» профессионально, аргументированно и уверенно! Давайте понять, что дополнительные нагрузки должны оплачиваться так же дополнительно. Именно из-за них мы морально выгораем. Все доп. нагрузки в 90% случаев сказываются отрицательно на основной работе либо приводят к диким неоплачиваемым переработкам и, как следствие, к снижению физических и моральных сил.
Цените себя, свое время и свои знания.
Подписывайтесь на канал, задавайте вопросы, присоединяйтесь к обсуждению!