Найти тему
Рисую словами

Два одиночества-3. Не надо, чтобы нашим детям за нас отомстили наши внуки

В НАЧАЛО

- Вы, Маргарита, не обольщайтесь на счёт дочерей, - сказал Аркадий, у меня их две, - И вы знаете, что я делал всё, чтобы они ни в чём не нуждались. Я и сейчас продолжаю читать лекции в университете, чтобы им как-то помочь, и они эту помощь ждут, она им нужна. Деньги не бывают лишними, и чем больше их, тем больше не хватает. А у них лишних нет, своих доходов им бы на жизнь не хватило.
- Значит, вы работаете ещё? А я слышала, что давно ушли из университета, - удивилась Маргарита.

- Работаю! Но в другом ВУЗе. Я уже не декан, и нагрузка у меня в университете небольшая, но продолжаю работать. Конечно, и помочь дочкам хочется, но и по другой причине. Мне надо чем-то занять себя. Очень одиночество чувствую, а ещё свою ненужность и никчёмность хорошо ощущаю.
- Как так? Вы же с дочерью и внуком живёте! Какое тут одиночество?

- Ох, Маргарита, одиночество это такая штука, которую ощущать можно и находясь в толпе. Если никому до тебя нет дела, если не с кем поговорить, если ни от кого не слышишь доброго слова, если чувствуешь, что без тебя твоим родным лучше, чем с тобой, то тогда понимаешь, насколько ты одинок.
- Аркадий, да вы ошибаетесь! Как вы можете считать, что вашим родным без вас лучше, чес с вами? Почему вы так решили? Может, ошибаетесь?
- Нет, Маргарита, не ошибаюсь… Меня в собственном доме не замечают… Нет, пожалуй, я не прав. Замечают, и не скрывают того, что я лишний. Грустно это, но это так.
- Они говорят вам об этом? – поинтересовалась Маргарита.
- А говорить и не надо. Молчание моей дочери красноречивей всяких слов. Редко кто может так молчать, как она. А спрошу о чём-либо, услышу в ответ единственное: да или нет. Всё! Иногда что-нибудь скажу ей, и услышу неизменное: зачем ты мне это сказал? Так у нас сейчас. Особенно трудными были последние два года. Если мне что-то надо узнать или спросить, я долго не решаюсь это сделать. Уходя куда-либо, она никогда не скажет когда вернётся, а если я после долгих ожиданий звоню ей и интересуюсь, где она и скоро ли вернётся, я слышу неизменное: «А что случилось?» Я не знаю, что делать. Раньше такого не было, я чувствовал её любовь, её участие и то, что скучает по мне, если не вместе. Сейчас же она словно затворилась от меня, словно накинула на себя невидимое покрывало невозмутимости и тайны.
- Надо нам как-то влиять на своих детей… Видно, что-то мы упустили, не сделали, не придали значения, когда их воспитывали. Но сейчас тоже можно что-то изменить, повлиять и заставить их помнить о своём долге.
- Влиять на них? Нет, Маргарита, не получится, ничего это не даст. Помните, ещё Шота Руставели говорил: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда» И, видно, мы с вами заполнили эту посуда не тем или не так. Вот и думаю, когда это было? А что теперь ожидать можно?
А долг... Это такая штука непонятная... Никто никому ничего не должен.

Фото автора. Новый год!
Фото автора. Новый год!

На улице не переставая запускали фейерверки. Красивое, разноцветное небо хорошо было видно из окна. Во дворе шум, крики, поздравления. Наступил Новый год! Люди связывали с ним свои надежды, ожидали, что он принесёт всем благополучие и удачу. И только в квартире на третьем этаже дома сидели два одиноких человека, которые уже не ждали ничего от Нового года и не надеялись на него.

- Аркадий! Сегодня Новый год! А мы о грустном говорим. Не надо! - спохватилась Маргарита, - Лучше давайте пройдём к столу и выпьем.
- Давайте! – Аркадий разлил шампанское по бокалам и продолжил, - Давайте, Маргарита, выпьем за наших детей, за внуков! И пусть у них будет всё хорошо! Как бы они к нам не относились, но мы всё равно, любим их и готовы всем пожертвовать ради них.
- За наших детей, Аркадий! Конечно, хотелось бы, чтобы они относились к нам получше, но они наши дети, и их непонимание нас, это наши ошибки. И как бы они к нам не относились, любить их меньше мы не сможем.
- И пусть нашим детям повезёт больше, чем нам. Будем надеяться, что дети наших детей будут милосерднее к ним.
- Да, пусть будет у них всё хорошо, и сейчас, и… в старости. Мы же не хотим, чтобы наши внуки отомстили за нас…


***
Близилось первое утро Нового года.
Они ещё раз поздравили друг друга, и Маргарита Андреевна засобиралась домой.
- Пойду уже, наверное, разошлись гости. Да и ваши скоро вернутся.
Аркадий Анатольевич пошёл проводить её.

- Я благодарен вам, Маргарита, за то, что скрасили вы моё одиночество и мне не пришлось одному быть в эту новогоднюю ночь.

- А я вам благодарна! Пожалуй, это была моя одна из лучших встреч Нового года!

- Ну, что? До следующего Нового года? – спросил Аркадий , прощаясь у подъезда Маргаритиного дома.
- Да, до следующего Нового года, - ответила Маргарита Андреевна, - если доживём…

Благодарю Читателей и поздравляю всех с Новым годом!