С 1 января 2021 года перестаёт действовать Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Теперь всем грузоперевозчикам, у которых был этот налоговый режим, нужно выбрать для себя новую систему налогообложения. И при чём времени «на подумать» уже практически не осталось: подать заявление на переход необходимо до 31 декабря 2020 года.
В этом материале мы, ГК SAMCOM, постараемся максимально лаконично рассказать о том, какие есть достоинства и недостатки у каждой системы налогообложения, а также на какую из них стоит обратить внимание в первую очередь.
Надеемся, вам будет полезно!
Патентная система налогообложения (ПСН)
По мнению многих перевозчиков она самая перспективная и выгодная. Причина проста: она больше всего похожа на ЕНВД, так как в ней налог платят не с реального, а с потенциально возможного дохода. Также на патентной системе вы будете освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц и НДС.
Также к плюсам можно отнести налоговую ставку. На патентной системе она не слишком большая и определяется регионом, в котором был выдан патент. Например, в нашем это 6%.
Правда доступен такой налоговый режим не всем. На него могут перейти только ИП, у которых количество работников не превышает 15 человек.
Но главная сложность при переходе на патентную систему – это то, что патент выдаётся только на деятельность в определённом регионе. То есть, если вы возите по всей России или в другие страны, то у вас либо пункт забора, либо пункт выгрузки должен находиться в том регионе, в котором вы зарегистрированы. Объясним на примере: если у вас патент оформлен в Москве и вам нужно перевезти груз клиента из Москвы в Новосибирск, то всё хорошо, но если вам нужно отвезти груз из Санкт-Петербурга в Новосибирск, то вам нужен будет патент в одном из этих регионов.
Упрощённая система налогообложения (УСН)
Этот налоговый режим ориентирован в первую очередь на представителей малого и среднего бизнеса. Чтобы выбрать его, необходимо, чтобы ваша компания соответствовала следующим критериям:
- в ней работали меньше 100 сотрудников;
- её доход не превышал 150 млн. рублей в год;
- остаточная стоимость также была меньше 150 млн. рублей.
Также на УСН нельзя перейти, если у вас есть филиалы.
Те, что пользуются УСН освобождаются от уплаты некоторых видов налогов. Организации, например, от налогов на прибыль (с некоторыми исключениями), имущество организации (тоже с оговорками) и на добавленную стоимость. Индивидуальные предприниматели – от налога на доходы физических лиц в отношении доходов от предпринимательской деятельности, налога на имущество физических лиц, по имуществу, используемому в предпринимательской деятельности (с исключениями), налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного.
Один из главных плюсов этого вида налога – возможность выбрать налоговую базу и вместе с ним и ставку. Если вы останавливаете свой выбор на объекте «доходы», то ваша ставка будет 6%, если на объекте «доходы минус расходы», то 15%.
«Доходы минус расходы» будут выгодны в первую очередь для тех предпринимателей, у кого расходы на заработную плату, аренду и другие платежи больше половины.
Основная система налогообложения (ОСНО)
Самая распространённая в стране. Она идёт по умолчанию при регистрации ООО или ИП, если предприниматель не написал заявление на другую или если его компания не отвечает критериям специальных налоговых режимов.
Те перевозчики, которые выбирают или вынуждено используют ОСНО, платят все налоги – НДС, НДФЛ (для ИП), налог на имущество физических лиц или организации, налог на прибыль. Из-за этого, кстати, отчётность по этой системе гораздо более сложная, чем по другим, и требует определённых знаний в сфере бухгалтерии.
Вы спросите, где же здесь выгода?
Она подходит тем перевозчикам, которые работают с клиентами, задействованных в цепочке НДС. Зачастую это большие предприятия. То есть, если вы хотите работать с крупными заказчиками, то вам будет выгоднее перейти на ОСНО.
Ещё одной выгодной стороной этой системы налогообложения являются льготы.
Так какой налоговый режим выбрать?
Тут всё индивидуально. Крупные перевозчики с большими оборотами и штатом могут использовать только ОСНО. Индивидуальным предприятиям, которые занимаются региональными грузоперевозками, выгоднее всего патентная система налогообложения.
Но что делать представителям малого и среднего бизнеса, которые возят по всей стране?
Если у вас ИП, вам выгоднее всего перейти на две системы налогообложения сразу – патентную и упрощённую. На патентной вы сможете работать, если один из пунктов – погрузки или выгрузки – будет находиться в вашем регионе. Если же нет, то их лучше будет оформлять по УСН, нежели оформлять бесконечное количество патентов для самых разных регионов. В отношении двух этих систем, закон РФ разрешает совмещение.
Если у вас юридическое лицо, которое планирует работать с крупными предприятиями, то вам выгоднее переходить на ОСНО. Если же у вас юридическое лицо, у которого пока не слишком большие обороты, то выгоднее всего перейти с ЕНВД на УСН. Или же оформить ИП и выбрать сразу две системы, как мы писали выше.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать о логистике, грузоперевозках и транспорте ещё больше.