Найти в Дзене
Coracero

Танки Вермахта. Производство и учёт. Июнь 1941-го года и наши заблуждения.

Оглавление

Поднимая тему количества танков в Красной Армии, в июне 1941-го года, перед любым автором стоит, на самом деле, выбор. Либо разбирать, строго, вопрос с танками СССР, либо заниматься сравнением танков Красной Армии и Вермахта, потому что за прошедшие с окончания Второй Мировой десятилетия подход со сравнением числа танков, как главного показателя военной силы или промышленной мощи стал, из просто популярного, «каноничным».

Причём, здесь большой вклад сделала ещё советская пропаганда, подчёркивавшая роль тыла в войне количественными показателями и превозносившая советскую же военную технику, и её, как ни странно, антагонисты — пропаганда антисоветская, делавшая упор на те же количественные показатели, но с совсем иным акцентом.

Сам по себе, такой подход ведёт к заблуждениям. Ни число танков, ни самолётов или орудий не даёт полного представления о силах и возможностях сторон. Возьмём личный состав и его подготовку, транспорт и дороги. Число войсковых соединений и их возможности...

Если идти до конца этой логической цепочки, то итогом станет полное сравнение двух военных «организмов», причём, не отдельных стран, а противостоящих коалиций в динамике их (коалиций) развития. И это тоже, своего рода, тупик. От предельного упрощения, мы придём к предельному усложнению.

  • на этом канале вышли уже 70 с лишним статей, большей частью, по теме Второй Мировой, а у меня такое чувство, что я чайной ложечкой вычерпываю океан. Хотя в комментариях, при этом, пишут, что всё сложно и можно было просто сравнить «вон то» и «вот это»

Вернёмся, однако, к сути вопроса. Минутка философии* посвящена не тому, что само сравнение количественных показателей не нужно. Не нужно, на самом деле, на таком сравнении останавливаться или заниматься подгонкой его результатов, особенно, если что-то в его итогах кажется нелогичным или непонятным.

Из чего сделаны танки?

Начнём с практики использования танков, их количества и тактико-технических характеристик, как мерила экономической и промышленной мощи государства. Для тех, кто считает танки главным мерилом военной мощи, такое их использование выглядит логично. Но, как всегда, всё не так просто.

В начале 1930-х годов, из-за ограничений по Версальскому мирному договору, по итогам Первой Мировой, Германия не имела своей танкостроительной отрасли, кроме опытного малосерийного производства.

Первые серийные танки появляются летом 1934-го года - это Pz.I или Т-1 (или, по-простому, "панцеркопейка"*). Объём выпуска к 1935-му году танков Pz.I составлял 435 машин.

  • абсолютный лидер в категории "на самом деле это не танк"
  • почему в отношении пулемётных вариантов французского Рено ФТ, стоявших на вооружении в мае 1940-го года, или советских Т-37, Т-38 и двухбашенного Т-26, в июне 1941-го года, такой настойчивости никто не проявляет - это загадка

В СССР, для примера, к этому времени, имелось почти 8 тысяч танков нескольких типов.

При этом, если сравнить экономические возможности основных стран участниц Второй Мировой, на начальном этапе предвоенной гонки вооружений:

То мы увидим, что сталелитейная промышленность Германии в 1929-м году, по основным показателям, превосходит советскую вчетверо и практически равна сумме возможностей Англии и Франции*.

  • "экономическое чудо" Гитлера, мягко говоря, переоценивают:
  • рост производства в отрасли чёрной металлургии почти полностью приходится на территориальные приобретения Третьего Рейха, начиная с угледобывающих и сталелитейных предприятий Саарского бассейна (Рур и Саар) в 1935-м году
  • национальный доход вырос вдвое, за период 1933-1939-го годов, а военные расходы в десять раз, при этом, Рейх прирастал территориально и населением, заодно, получив доступ к казне присоединённых стран

И, если Советскому Союзу приходилось начинать индустриализацию с самых основ - с добычи ресурсов и их первичной переработки, то промышленность Германии в 30-е годы развивалась в направлении развития металлообработки, химической, машиностроительной отрасли и других производств, которые на то время можно было обозначить как наукоёмкие.

При этом, танки не были приоритетом в военном производстве. В 1939-м году, когда доля военных расходов составляла 58% от всего бюджета Германии:

  • 31,8 млрд рейхсмарок - бюджет
  • 18,4 млрд рейхсмарок - военные расходы
  • по Die Deutsche Indusrie im Kriege (перевод В.М. Шаститко, Г.В. Смирнова - "Как ковался фашистский меч")

На производство танков тратилось по 2,1 млн рейхсмарок в месяц (это показатели второй половины года), в 1940-м году среднемесячные расходы на выпуск танков достигнут 14,3 млн рейхсмарок в месяц, но общая доля танков от всего производства вооружений (около 900 млн рейхсмарок в месяц) останется весьма скромной:

Die Deutsche Indusrie im Kriege (перевод В.М. Шаститко, Г.В. Смирнова - "Как ковался фашистский меч")
Die Deutsche Indusrie im Kriege (перевод В.М. Шаститко, Г.В. Смирнова - "Как ковался фашистский меч")

Приоритетом производства вооружений в начальный период войны, до вторжения в СССР, были боеприпасы и авиация. В 1941-м году соотношения поменяются, но доля танков так и останется на уровне считанных процентов.

Таким образом, в производстве танков в Германии было два "узких места": малая исходная база германского танкостроения и, как ни странно, неприоритетность танков для самих военных*.

  • иметь военную авиацию Версальский договор Германии также запрещал, но авиастроению уделялось куда больше внимания, если измерять его в рейхсмарках, впрочем, как и артиллерии, флоту, автотранспорту. До 1940-го года и на полугусеничные тягачи тратилось в разы больше денег, чем на танки
  • забегая далеко вперёд, даже когда общий выпуск бронетехники в Германии выйдет на один уровень с СССР по количественным показателям (1943-1944-й годы), то произойдёт это не за счёт танков

Выпуск танков, самоходных установок и другой бронетехники промышленностью Третьего Рейха.

Сведём данные справочника Чемберлена и Дойла, по танкам и самоходным орудиям, в таблицу, без учёта трофейных машин и переделок, только исходные, учтённые по номерам, шасси:

-4

Танки и самоходные орудия составляют менее половины от общего выпуска бронированных боевых машин Третьего Рейха, равного 89 тысячам единиц. Третьей, по численности, категорией боевых машин были полугусеничные бронетранспортёры: 21880 машин, четвёртой - сапёрные и подрывные телеуправляемые машины: 8,8 тыс машин, разведывательных машин всех типов (были и на танковом шасси с пушечным вооружением) набиралось: 4,5 тыс штук.

Если Советский Союз, в годы войны, практически, свернул выпуск всей бронетехники, кроме танковой*

  • из бронеавтомобилей в серии остались только лёгкие пулемётные БА-64 и БА-64Б
  • бронированные эвакуационные машины, машины и танки артиллерийских наблюдателей не производились и до войны, хотя шли эксперименты с размещением артнаблюдателей в обычных танках и БА
  • телеуправляемая техника - в СССР серийно, в годы войны, уже не выпускалась

То Германия всю войну производила довольно широкий ассортимент бронетехники.

  • оригинальные таблицы из справочника, с пояснениями и картинками, будут в следующей статье на канале

Особенности учёта.

Что же из этой техники было в наличии на июнь 1941-го года и как оно учтено?

Это источник привычных нам "3,5 тысяч танков в составе Вермахта":

 Мюллер-Гиллебрандт "Сухопутная армия Германии 1933-1945". Ниже, оригинальная подпись:
Мюллер-Гиллебрандт "Сухопутная армия Германии 1933-1945". Ниже, оригинальная подпись:
Пояснения: 1) В таблице учитываются все машины, принятые управлением вооружений от заводов и переданные органам артиллерийского и технического снабжения, т.е. все машины, находившиеся в войсках действующей армии и армии резерва, в ведении управлений артиллерийского и технического снабжения и т.д.
2) Резервы: в 1940 г. не было; в 1941 г. за 17 танковыми дивизиями, действовавшими на Востоке, следовали 2 танковые дивизии (2-я и 5-я), насчитывавшие в общей сложности около 350 танков. Количество подразделений штурмовых орудий постоянно увеличивалось по мере поступления штурмовых орудий с заводов (см. табл.25).
3) На других театрах военных действий: в 1941 г. В Африке — 2-е танковые дивизии, насчитывавшие в общей сложности примерно 350 танков; в Норвегии, Франции и на Балканах танковые части имели на вооружении трофейные танки устаревших образцов и незначительное количество танков типов I и II.
* Штурмовые орудия являлись оружием артиллерии. До лета 1941 г. ни танки, ни штурмовые орудия не играли существенной роли в противотанковой обороне.
** Чехословацкие. — Прим. ред.

Как можно заметить, отставной германский генерал (или его редактор) вполне осознавал, что таблица не полна и не пытался убедить в этом своего читателя, как и не пытался выдать 3,5 тысячи танков и штугов* за весь бронетанковый парк Вермахта.

  • на русском это не вполне очевидно, но на немецком, штурмовое орудие - это и есть Sturmgeschütz

Очень иронично, что битый немец, стоявший у истоков послевоенной "генеральской мафии*" был честнее многих нынешних самозваных "независимых российских историков".

Кроме упомянутых огнемётных танков, в таблице нет, например, противотанковых орудий на танковом шасси - 378 машин, большинство на шасси Pz.I и трофейных французских Рено R-35:

фото - "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий" Чемберлена и Дойла.
фото - "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий" Чемберлена и Дойла.

Транспортёров боеприпасов - свыше 500 машин к концу 1941-го, 100 из них выпуска 1940-го года.

Машин артиллерийских наблюдателей - 206 машин выпущено в 1940-м году, 207 в 1941-м году.

Артиллерийских самоходок - 38 единиц в 1940-м году и 16 в 1941-м году.

Боевых ремонтно-эвакуационных машин - 157 машин до 1940-го года.

  • только не надо складывать перечисленное в столбик - не весь выпуск 1941-го предвоенный

Все эти типы машин, формально, можно отнести к бронетанковой технике.

И это не считая того, что, по разным причинам*, вообще не попадало в строгий учёт по номерам шасси, хотя было изготовлено на танковом шасси или имело пушечное вооружение.

  • например, самоходки изготовленные на трофейном шасси в ремонтных мастерских или предвестники ближневосточных шайтан-мобилей полученные путём скрещивания полугусеничного тягача с бронекабиной и артиллерийского орудия

Почему же их туда не отнесли ни Мюллер-Гиллебрандт, ни вполне серьёзные отечественные историки (без всяких кавычек), как упоминавшийся выше автор "Военной стратегии" Михалёв*? Ведь подобное сравнение в его работе тоже есть.

  • военный историк, при этом, ветеран войны, полковник в отставке
  • если кто серьёзно интересуется военной историей, рекомендую его работы

И ответ, наверное, вас удивит. Это не требуется. Скурпулёзное высчитывание всего, что хотя бы отдалённо похоже на танк, имеет довольно ограниченное применение в интернет-баталиях, но для примерной оценки возможностей танковых войск достаточно держать в уме факт наличия подобной техники у одной стороны и отсутствия его у другой, а сравнивать, собственно, танки, но не ограничиваясь только ими (см начало).

Итоги.

К чему мы, в конце концов, пришли? Число немецких танков и штурмовых орудий в составе действующей армии на Востоке на 22-е июня 1941-го года, равное 3,5 тысячам машин, учтено с определёнными условностями, но с определёнными условностями учтено, например, и число танков Красной Армии в приграничных округах (10.508 машин):

Полностью количество танков и бронемашин распоряжении Вермахта войск СС, на июнь 1941-го года, нам сегодня неизвестно и врядли станет в обозримое время. Равно как и сравнение 3,5 тысяч танков действующей армии Вермахта на Востоке с общим учётом бронетанковой техники Красной Армии (25.932 машины) в июне 1941-го года, будет надёжным признаком "независимого" (от чести и совести, скорее всего) "историка".

Что до особенностей германского танкостроения, с рассмотрения которых мы и начали, то главное - это отсутствие прямой связи между промышленной мощью и количеством танков. В случае с Германией, до самого конца войны, не было предпринято никаких экстренным мер по выпуску танков любой ценой и из чего угодно, хотя аналог Т-60 из деталей полугусеничного БТР вполне можно было получить. Впрочем, и сам БТР можно было вооружить достаточно мощной пушкой, пожертвовав десантным отделением:

лёгкий БТР с пушечным вооружением. фото - "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий" Чемберлена и Дойла.
лёгкий БТР с пушечным вооружением. фото - "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий" Чемберлена и Дойла.

Но к таким мерам не прибегали и выпуск бронетранспортёров стабильно рос до 1945-го года.