В 2021 году базой для исчисления транспортного налога станут заметно выросшие цены на автомобили. Как это отразится на купивших машину до индексации, пояснили в ФНС и Минпромторге.
Купивших в 2020 году автомобили на пороговых отметках стоимости до 3, 5, 10 и 15 млн. рублей может ждать неприятный сюрприз: на фоне постоянной индексации цен их модель может перекочевать в список роскошных и еще более дорогих. Транспортный налог в таком случае может оказаться в разы выше.
Некоторые собственники уже в 2020 году начали жаловаться на повышенный налог на машины, которые покупали дешевле 3 млн. рублей. Это связано с тем, что цены на новые автомобили в текущем году в среднем выросли уже на 12%. Решение о том, за какие автомобили владельцам придется платить больше, примут в Минпромторге весной 2021 года, изучив актуальные данные от производителей. На их основании не позднее 1 марта ведомство сформирует обновленные списки моделей стоимостью от 3 млн. рублей, которые подпадают под «налог на роскошь».
Сейчас в перечнь легковых машин, облагаемых «налогом на роскошь», включены автомобили таких брендов как
- Audi,
- BMW,
- Cadillac,
- Chevrolet,
- Ford,
- Genesis,
- Infiniti,
- Jaguar,
- KIA,
- Land Rover,
- Toyota,
- Lexus,
- Maserati,
- Mercedes Benz,
- Porsche,
- Volkswagen,
- Volvo,
- Aston Martin,
- Nissan,
- Bentley,
- Ferrari,
- Rolls-Royce,
- Lamborghini,
- Chrysler,
- Honda,
- Jeep,
- Mazda,
- Subaru.
Стоит заменить, что все автопроизводители в РФ с начала года, включая отечественный «Автоваз», повысили цены на автомобили в связи с колебанием курса рубля.
ФНС: сумма сделки при расчете налога не важна
При расчете повышенного налога для Федеральной налоговой службы (ФНС) важна вовсе не сумма сделки при покупке автомобиля у дилера, а данные из соответствующего перечня Минпромторга!
Минпромторг России ежегодно формирует перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, который используется для расчета налога. Если марка, модель (версия) автомобиля будет включена в формируемый Минпромторгом на очередной налоговый период перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб., тогда налог будет рассчитан с применением для этого налогового периода повышающего коэффициента.
Порядок исчисления транспортного налога установлен ст. 362 НК. По итогам года сумма налога исчисляется в отношении каждого автотранспортного средства как произведение налоговой базы (мощность двигателя в л. с.) и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента. Также налоговая ставка зависит от региона, где зарегистрирован автомобиль.
Например, в Москве для моделей с двигателями мощностью до 100 л.с. ставка составляет 12, от 100 до 125 л.с. — 25, от 125 до 150 л. с. — 35 и так далее вплоть до 150 за мотор мощностью более 250 сил. Таким образом, за год владения легковушкой любого возраста мощностью 150 л.с. и стоимостью ниже 3 млн. руб. придется заплатить 5 250 рублей. В случае если автомобиль подпадет под «налог на роскошь», сумму придется умножить на повышающий коэффициент.
При исчислении налога для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. рублей предусмотрены следующие повышающие коэффициенты:
1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 млн. до 5 млн. рублей, с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1;
2 — при средней стоимости автомобилей от 5 млн. до 10 млн. рублей и не более пяти лет с года выпуска;
3 — при средней стоимости автомобилей от 10 млн. до 15 млн. рублей и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн. рублей не старше 20 лет.
Согласно такой логике, даже если купить конкретную модель у дилера за 2,5 млн. рублей, а у Минпромторга будут данные производителя, что стоит машина 3 млн. рублей, налог придет как за более дорогую покупку. Или же, если удалось получить выгодную скидку у дилера на модель ценой 5 млн. рублей, если риск что ожидаемая сумма налога будет выше в два раза.
При этом в ФНС опровергли сообщения о массовых пересчетах транспортного налога уже в 2020 году.
Минпромторг: ориентация на рекомендованную цену на момент выпуска
В Минпромторге формируют свой перечень «роскошных» моделей на основании информации о рекомендованных розничных ценах по каждой марке, модели и базовой версии автомобилей с учетом года выпуска соответствующих базовых версий. Их предоставляют сами производители или их уполномоченные лица.
При этом в ведомстве заверили: если на момент выпуска транспортного средства его рекомендованная розничная цена была ниже установленного Минфином порога в 3 млн. руб., его включение в перечень, подлежащий применению в текущем и последующих налоговых периодах исключено.
Дилеры: для исчисления налога используют актуальные цены
В Минпромторге не уточнили, что имеется в виду под моментом выпуска транспортного средства. Так, выпускаемая в 2019 году модель могла стоить 2,5 млн. рублей и в перечень действительно не должна попасть, но в 2020 году аналогичная модель с учетом роста цен может подорожать уже до 3 млн. рублей и попасть «роскошный список». На этот момент обратил внимание вице-президент Ассоциации российские автомобильные дилеры (РОАД).
В перечень Минпромторга попадает актуальная цена автомобиля, которая обновляется каждую весну. За основу берут цены на автомобили, действительные на момент публикации перечня. И на них ориентируется налоговая. Вот я купил Audi A5 за 2,8 млн. рублей при том что ее цена была 3,9 млн. рублей. У меня есть определенные льготы, но я точно знаю, что без них точно бы платил налог как за модель дороже 3 млн. рублей. В ФНС работают очень бюрократично, никто не будет смотреть точную дату покупки и действовавшую на тот момент цену: у водителя есть машина, в первый год владения автомобилем дороже 3 млн. рублей действует коэффициент 1,1, дороже 5 млн. рублей — 2. И так далее. Если модель есть в списке — значит, применяется соответствующий коэффициент.
Мосеев напомнил, что именно по такой причине в РОАД предлагали начислять повышенную ставку налоги только на модели стоимостью от 5 млн. рублей. Эти игры с ценами очень важны, особенно для тех, кто покупает автомобиль ценой до 3 млн. рублей. Таким клиентам нужно знать точно, какой налог придется платить. Сейчас за 3 млн. рублей роскошный автомобиль не купить, столько стоит качественный семейный внедорожник. Мы хотя бы отстояли позицию о том, что повышенный налог приходится платить только в первый год владения. А если машина стоит больше 5 млн., то их владельцам повышение налога, все-таки, менее критично.
В свою очередь Президент московской коллегии правовой защиты автовладельцев заверил, что ему известны случаи, когда в 2020 году некоторые владельцы «пороговых» по цене моделей получили извещения об уплате повышенных налогов. Например, был владелец Ford Explorer, который чуть дешевле 3 млн. рублей, его не было в этом перечне, но налог пришел как за более дорогой автомобиль.
Правозащитник отметил, что перечень более дорогих моделей не должен иметь обратной силы: если в момент покупки автомобиля в списке не было, его владельцу следует заплатить только актуальный на дату приобретения налог.