О подземном тоннеле сегодня известно каждому жителю Хабаровска. Совсем недавно через подземную дорогу был открыт железнодорожный транзит, позволяющий добраться из центральных регионов России на Дальний Восток. Но еще полвека назад достоверно о тоннеле не знал никто — вся информация была строго засекречена.
О том, как быстро и удобно соединить два берега Амура, задумывались еще в Российской империи. Тогда вопрос бы решен в пользу моста — для сооружения подземной магистрали не хватало технических возможностей. Мост возвели быстро, и уже в 1916 году он стал частью Транссибирской магистрали. В ходе Гражданской войны мост несколько раз взрывали, парализуя переброску военных частей и техники, а японская оккупация Манчжурии заставила советское руководство задуматься о постройке иных путей сообщения. В 1936 был разработан проект сооружения, а в следующем году инженерные части приступили к его постройке.
От кратчайшего пути по техническим причинам пришлось отказаться. Конечная длина тоннеля составила 7,2 км, и большая его часть проходила на глубинах 11-14 м под водой.
В июне 1941 года было завершено строительство самого туннеля. В связи с началом военных действий на прокладку железнодорожных путей было отведено всего 20 дней. И в июле 1941 года по тоннелю прошли первые составы. Официально в эксплуатацию поземная магистраль была принята лишь в 1942 году.
Особую роль тоннель сыграл в 1945 году, когда войска и техника ударными темпами перебрасывались к советско-японской границе. После окончания военных действий подземная дорога использовалась для военных нужд. Гриф «секретно» с нее сняли лишь в 1964 году, когда по тоннелю пустили грузовые составы. Пассажирское сообщение стало возможным еще позже, лишь в 1980 году.
Сейчас тоннель — подземная магистраль с самой длинной в России подводной частью. Он исправно выполняет свою функцию, несмотря на свой возраст.