Найти тему

Не подскажите ребёнку выход из школьных отчётов?

Если в школе ребёнок попадает в категорию троечников, хорошистов или отличников, то этот ярлык держится долго. Нужно приложить немало усилий, чтобы изменить ситуацию. Рисунок автора.
Если в школе ребёнок попадает в категорию троечников, хорошистов или отличников, то этот ярлык держится долго. Нужно приложить немало усилий, чтобы изменить ситуацию. Рисунок автора.

Контрольная работа на первом же занятии, после долгой болезни учителя. Ученица рассказывает, что отношение на контрольной было доброжелательным, учительница разрешала подглядывать, списывать, подсказывала, если что-то было неясно. В итоге у неё – “пять”, как всегда. У неё действительно уровень хороший. Но вот расспрашиваю другую ученицу, её одноклассницу, знания которой намного слабее. Обычно у неё была троечка. Никакой помощи на этой странной контрольной она не получала. Учительница к ней ни разу не подошла. А зачем? Всё равно ей поставят… “тройку”. Может быть, стоило и контрольной работы не писать?

То есть выходит, что смысл контрольной работы был один – получить основание для выставления "правильных" оценок. Никакой учёбы. То есть если ребёнок вышел на определенный уровень оценок, школа будет его поддерживать на этом уровне, “тянуть”. Если нет, такой ученик школе не интересен – он получит свою “тройку”.

Кстати, выбраться из этой “троечной ямы” – задачка ещё та. Мы это уже проходили. Реальный шанс появляется только со сменой учителя или школы. Основные аргументы – она или он просто всё списывает. Надо ли говорить, как сильно это де-мотивирует “взявшегося за ум” ученика, хотя проверить, списывает ли человек очень легко, другое дело, что захочет ли устраивать такую проверки учитель, тратить на это драгоценное время, ведь проще сказать, что всё списано.

Контрольные работы точно не дают бывшему троечнику никаких шансов. Более убедительными являются устные ответы у доски, но здесь есть свои “подводные камни” в виде неуверенности в себе, в своих знаниях. Ученик привыкает быть троечником, привыкает, что на него “махнули рукой”. Часто такие дети даже не верят, что их вообще кто-то слышит. Отчасти это становится даже выгодным - не нужно “напрягаться” – “я же троечник”. Конечно, ни о каком интересе к учёбе в этом случае речи быть не может.

Но самое страшное, что и “отличник” и “хорошист” тоже привыкают к своим “кастам”, к своим гарантированным ролям. Речь идёт о поддержании имиджа, уровня. Если что-то пойдёт не так, тебе всегда помогут, “подтянут”, дадут шанс исправить оценку. Ведь сокращение отличников портит отчёт об успеваемости. Это никому не понравится. Школе просто невыгодно снижать эти показатели. И опять – учёба, обучение тут ни при чём.

Школа учит детей, прежде всего, социальному поведению, показывает истинные ценности нашего общества, даёт знания о том, как жить. Все эти так называемые “перекосы”, “дыры” в организации учебного процесса неслучайны. Они отражают истинные социальные запросы – “казаться, а не быть”, важность принадлежности к “партии”, важность показателей, отчетов, их приоритет над реальной ситуацией. “Кого интересует реальная ситуация? Вот бумажка есть – и всё!” Бумажка – это всё! Это как с курением или матом – если родители “употребляют”, никакие слова не помогут, не убедят, потому что ребёнок видит, слышит и будет копировать.

Школьные годы – особое время в развитии, становлении личности. Он впитывает всё. Это не просто время переждать до взрослой жизни. Это время учёбы, хотим мы этого или нет. Всё то, через что проходит ребёнок в этот период, отпечатается на всю жизнь. Это как с ростком – если первое время будут неблагоприятные условия для роста, растение вырастет хилым, оно привыкнет к дефициту влаги, света, тепла. Вся его система будет выстроена на экономичный режим, это уже будет заложено.

Что тут можно сделать? У бумажной империи есть одна слабость – люди, всё человеческое. Как ни банально это звучит, но каждый учитель, родитель проявляющий тепло, любовь, доброту, сострадание к ребёнку вне зависимости от “бумажки” уже делает благое дело. "Бумажная болезнь" бумажками не лечится.