Найти тему
LongTail

Об оценке компаний. Часть 4

В прошлый раз мы закончили на формуле определения цены облигаций с фиксированным купонным доходом на бесконечном периоде.

P = C / i, где С – купонный доход, i – требуемая доходность (или ставка дисконтирования).

Если заменить купонный доход на прибыль на акцию (EPS - earnings per share), то эта же формула может применяться для оценки стоимости компаний, которые работают в зрелых и не цикличных индустриях, например в коммунальных услугах, производстве электроэнергии, продуктов первой необходимости и т.д. На самом деле с некоторыми модификациями эта формула применяется для оценки практически любой компании, которая торгуется на рынке. О разных нюансах я буду рассказывать постепенно. И так, пока просто заменяем C (купонный доход) на E (прибыль на акцию).

P = E/i

P/E = 1/i (разделили обе части уравнения на E),

т.е. по-другому коэффициент P/E компании должен быть равен единице, разделенной на требуемую доходность. Здесь нужно сразу указать два основных допущения:

1) Мы принимаем прибыль компании равной её денежному потоку. Для многих зрелых компаний, которые уже активно не развиваются, — это практически так и есть. Однако растущие компании много денег тратят на финансирование роста, т.е. их денежный поток не равен прибыли. Также сама прибыль может быть искажена на различные единоразовые доходы/расходы и это необходимо учитывать. Но пока всё это опустим.

2) Мы допускаем, что инвестор получает эту прибыль от компании. Что конечно же, не так. В виде дивидендов инвесторы обычно получают до 50-70% от чистой прибыли в лучшем случае. Но на самом деле, выплачивает ли компания 50% от чистой прибыли или не выплачивает вовсе – для стоимости компании это не важно. Так или иначе, эти деньги косвенно уходят к инвестору. Либо компания выкупает часть акций с рынка, тем самым увеличиваю долю оставшихся инвесторов в компании, либо погашает долги, что тоже увеличивает стоимость акционерного капитала, либо вкладывается в будущий рост. И только в исключительных случаях, когда менеджмент откровенно разбазаривает деньги компании – прибыль уже не отражает выгод, получаемых инвесторами.

Применяя формулу, получаем следующее. Если мы хотим доходность компании на уровне 8%, то P/E такой компании должен быть равен 12.5 (1/0.08), 10% - 10.0; 12% - 8.3, 15% - 6.7. Что совершенно логично, чем дешевле мы купили компанию, тем больше прибыли мы получим по отношении к вложенному капиталу. Но ведь рынку плевать, какую там доходность мы хотим, верно?

Да, стоимость компании зависит не от того, какую доходность закладываем мы, а сколько закладывает рынок, т.е. вся совокупность существующих и потенциальных инвесторов. Но как оценить доходность, которую требует от акций рынок? Это мы разберем в следующем посте об оценке, а также то, какое влияние оказывает на цены акций доходность государственных облигаций США и почему Уоррен Баффет говорит, что процентные ставки этих облигаций являются чем-то вроде силы гравитации для стоимости компаний.

---------------------------------------------------------

Присоединяйся к моим подписчикам:

----------------------------------------------------------

#биржа #деньги #финансы #акции