Я кругом и навечно
Виноват перед теми,
С кем сегодня встречаться
Я почёл бы за честь.
И хотя мы живыми до конца долетели,
Жжет нас память и мучает совесть,
У кого она есть.
В. Высоцкий «Песня о погибшем летчике»
Данная статья является результатом завершившейся архивной работы и логическим продолжением моей публикации в прошлом, 29-м номере журнала, о находке двух орденов Красного Знамени в окрестностях аэродрома Чкаловский. Принадлежность одного из орденов в ходе архивных поисков была установлена достаточно быстро: орден принадлежал штурману звена 4-го отдельного авиационного разведывательного полка Главного Командования Красной Армии лейтенанту Короленко Вячеславу Григорьевичу, погибшему в воздушном бою 6 октября 1942 года. В этот день Короленко в составе экипажа самолета-разведчика
Пе-3бис из двух человек (вторым был пилот самолета — заместитель командира эскадрильи капитан Суворов Иван Васильевич) убыл на боевое задание по воздушной разведке позиций противника под Ленинградом. При возвращении на аэродром базирования наш самолет был атакован истребительной авиацией противника и сбит над территорией Тверской области. Штурман Короленко погиб, а летчику Суворову, получившему в этом бою тяжелые ранения и ожоги, удалось спастись на парашюте.
Имя кавалера второго ордена с номером 32854 (Фото 1) еще долгое время оставалось неизвестным. Несколько раз были тщательно исследованы соответствующие наградные документы в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации (далее — ЦАМО), однако работа так и не принесла ожидаемого результата. Но человеческое упорство творит чудеса: уже после выхода в печать журнальной статьи о находке орденов удалось найти ответ на этот, казалось, уже нерешаемый вопрос в другом архиве — Государственном архиве Российской Федерации (Фото 2).
Предположение о принадлежности ордена с номером 32854 кому-то из однополчан штурмана Короленко подтвердилось. Более того, оказалось, что орден принадлежал… летчику Суворову Ивану Васильевичу (Фото 3), с которым Короленко отправился в свой последний полет. На фотографии Суворов запечатлен как раз с этим орденом.
После излечения Суворов продолжил воевать, был не раз награжден, однако ранение, полученное в том воздушном бою 6 октября 1942 года, дало о себе знать. Вскоре после окончания войны в декабре 1946 года Иван Васильевич был уволен из Вооруженных Сил с установлением инвалидности. Он прожил большую жизнь, стал художником, вырастил двоих детей. Умер Иван Васильевич Суворов 4 октября 1988 года.
После того, как фамилия кавалера стала мне известна, в ЦАМО был направлены запросы на получение наградного листа (Фото 4) на найденный орден Красного Знамени с описанием подвига награждаемого, а также учетной карточки с перечислением всех наград Суворова И. В.
Суворов представлялся к награждению орденом в марте 1942 года еще по предыдущему месту службы, командованием 215-й отдельной дальней разведывательной авиационной эскадрильи. Менее чем через два месяца на базе этой эскадрильи был сформирован 4-й отдельный авиационный разведывательный полк Главного Командования Красной Армии, в котором Суворов продолжил свою боевую службу. Суворов был награжден орденом Красного Знамени за совершение успешных вылетов на разведку, в ходе которых было получено огромное количество ценных разведданных. Скупыми и по-военному сухими словами в наградном листе сказано, что все эти полеты происходили при воздействии зенитного огня и истребительной авиации противника. Описан также эпизод, в ходе которого Суворов, совершив обманные маневры, очень дерзко осуществил фотофиксацию аэродрома и железнодорожной станции захваченного противником Брянска на глазах находящихся в воздухе немецких истребителей.
С получением учетной карточки (Фото 5) стало понятно, почему не давала результатов вся предыдущая поисковая работа в ЦАМО: оказалось, что самая первая награда Суворова в учетную карточку включена не была. По какой-то причине Суворов подписал эту учетную карточку, не обратив внимание работников военкомата на отсутствие в ней его первой награды — ордена Красного Знамени, полученного им в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1942 года.
Вместе с тем в представлении Суворова к награждению орденом Ленина от апреля 1943 года упоминается и о полученном им ранее ордене Красного Знамени, и о том трагическом бое: «За первые 18 боевых отлично выполненных заданий награжден орденом «Красное Знамя»… Несколько раз подвергался нападению истребительной авиации и обстрелу зенитной артиллерии противника… 6.10.42 г. будучи сбит истребительной авиацией противника, рискуя жизнью, стремился посадить горящий самолет, в результате получил тяжелые ранения и ожоги…». Однако второй наградой Суворова вместо ордена Ленина стал орден Отечественной Войны I степени.
Отправляясь 6 октября 1942 года на боевое задание, свои ордена Красного Знамени Короленко и Суворов, по всей видимости, оставили на аэродроме базирования. В связи с тем, что Короленко в этот день погиб, а Суворов был ранен и вернулся в свой полк не сразу, а после излечения в госпитале, их награды какое-то время хранились у должностных лиц 4-го разведывательного авиаполка, однако по какой-то причине оказались утраченными и найденными только по прошествии почти восьмидесяти лет.
Читатель, внимательно прочитавший статью об этих орденах в предыдущем номере журнала, справедливо спросит: «А как же приведенный фрагмент книги Л. Машталлера «Воздушные разведчики», согласно которой пионеры Тверской области в 70-х годах нашли самолет, экипаж которого они установили по найденному внутри самолета ордену, принадлежавшему Суворову И. В.?»
Могу предположить, что мемуары авиатехника Машталлера основаны не на документах, а на воспоминаниях и рассказах его однополчан. Поэтому в тексте книги имеется множество неточностей. Так, мною были отмечены несоответствия в звании и отчестве штурмана Короленко. Кроме того, Машталлер описал их последний воздушный бой, в ходе которого Суворовым и Короленко было сбито три истребителя противника. Я ознакомился со статистикой 4-го авиаполка дальних разведчиков: за весь период существования этой воинской части с апреля 1942 по июнь 1943 года всем полком было сбито пять самолетов противника. От разведчиков этого и не требовалось, они выполняли другие задачи. Поэтому считаю, что книга Машталлера, в целом отражая общую канву событий, на документальность претендовать не может.
С учетом изложенного полагаю, что тверские пионеры установили принадлежность самолета и состав экипажа не по ордену, особенно если принять во внимание тот факт, что ордена экипажа много лет лежали в земле совершенно в другом месте: возле аэродрома Чкаловский в Московской области — месте базирования 4-го разведывательного авиаполка.
Валерий Покутний
Альманах ДЕНЬГА №3 (30) / 2020