Найти тему

О героях былых времен…

Фото 1 орден Красного Знамени
Фото 1 орден Красного Знамени
…Он кричал напоследок,
В самолете сгорая:
«Ты живи! Ты дотянешь!» –
Доносилось сквозь гул.
Мы летали под богом
Возле самого рая, -
Он поднялся чуть выше и сел там,
Ну а я - до земли дотянул…
Кто-то скупо и четко
Отсчитал нам часы
Нашей жизни короткой,
Как бетон полосы, -
И на ней - кто разбился,
Кто взлетел навсегда…
В. Высоцкий «Песня о погибшем летчике»

Бывает иногда в нашем поисковом ремесле ситуация, когда та или иная находка, извлеченная из земли, всколыхнет глубины времени. И сразу вокруг тебя перестает действовать классическая теория Ньютона, работающая лишь при досветовых скоростях, потому что эта находка станет новой системой отсчета временны́х координат, свет погасшей звезды дойдет до потомков и заставит их задуматься.

Так произошло и в этом случае. В 2019 году у аэродрома Чкаловский вблизи города Щёлково Московской области было найдено два ордена Красного Знамени (Фото 1).

Глубина находки – около 10 сантиметров. Разброс – около 30 сантиметров. Номера орденов: 25929 и 32854. Оба ордена с винтовым креплением, которое свидетельствует о их выдаче не позднее 1943 года.

Сразу после их обнаружения закипела работа в архивах по установлению личности кавалера. Первоначально показалось, что оба ордена могут принадлежать одному человеку, об этом свидетельствовала и их одновременная потеря, и одинаково укороченные кустарным способом штифты орденов, на которые накручивается прижимная гайка.

«Пробивка» орденов оказалась непростой работой. В целях облегчения процесса для начала было решено «пробить» орден с бо́льшим номером. Соответственно, тогда автоматически определялась принадлежность ордена меньшего номерного диапазона. Однако орден с номером 32854 так и остается анонимным. Поиски в Государственном архиве Российской Федерации, Центральном архиве Минобороны России и Российском государственном архиве Военно-Морского Флота не дали результатов. Только после этого приступили к «пробивке» ордена с номером 25929.

Фото 2. Учетная карточка Короленко
Фото 2. Учетная карточка Короленко

И сразу удача: найдена учетная карточка (Фото 2) о награждении данным орденом штурмана звена 215-й отдельной дальней разведывательной авиационной эскадрильи лейтенанта Короленко Вячеслава Григорьевича. Орден был вручен кавалеру 23 марта 1942 года за участие в боевых действиях летом и осенью 1941 года.

Фото 3. Представление на БКЗ Короленко
Фото 3. Представление на БКЗ Короленко

Вот скупые строки из наградного листа (Фото 3), которые характеризуют представляемого к награде (стилистика и орфография сохранены):

«Год рождения – 1920. Партийность – член ВЛКСМ с 1936 года. Социальное положение и происхождение – рабочий из рабочих.

За период Отечественной войны против германского фашизма лейтенант Короленко проявил себя как дисциплинированный командир, отличный штурман, не имеющий ни одной потери ориентирования. Выполняя боевые задания лейтенант Короленко точно приводил свое звено к цели и метким бомбометанием поражал противника. При выполнении задания по разгрому группировки противника в районе Пеклино с 30.08 по 2.09.41 г. метким бомбометанием уничтожил автомашин и танков, много живой силы противника. 2.09.41 г. выполняя задание в составе группы, бомбил танковую колонну на дороге Крупец-Сеща. Прямым попаданием уничтожено 8 танков противника, в тот же день лейтенант Короленко, выполняя задание по разведке одиночным самолетом, бомбардировкой уничтожил 4 танка.

8.10.41 года двумя самолетами бомбил скопление танков и автомашин по дороге Юхнов-Рыляны. После бомбометания лейтенант Короленко перешел к штурмовке. Бомбометанием и штурмовым действием лейтенант Короленко уничтожил 5 автомашин с пехотой. За период военных действий лейтенант Короленко произвел 33 эффективных боевых вылета, после 20 августа лейтенант Короленко произвел 14 эффективных боевых вылетов, уничтожив около 20 танков и автомашин с пехотой. Все вылеты лейтенанта Короленко подтверждены фото-снимками и разведданными.

Вывод: лейтенант Короленко достоин правительственной награды «Орден Красного Знамени».

Дата – 30.12.1941 г.»

Из наградного листа также видно, как часто в начальном периоде войны происходило переформирование авиационных частей. Такие организационно-штатные мероприятия зачастую были связаны с трагическими событиями начала войны, когда целые авиационные полки оставались без самолетов.

Так, лейтенанта Короленко в декабре 1941 года представляло к награде командование 16 ближнебомбардировочного авиационного полка. За тот недолгий срок, пока наградной документ дошел до вышестоящей инстанции – штаба ВВС Красной Армии, - Короленко перевели в 40 авиационный полк дальней разведки Главного командования Красной Армии. На документе имеется соответствующая корректировка, внесенная рукописным способом. А награждение кавалера состоялось 23 марта 1942 года, когда он проходил службу уже в 215-й отдельной дальней разведывательной авиационной эскадрилье.

26 апреля 1942 года на базе 215 эскадрильи был сформирован 4-й отдельный авиационный полк дальних разведчиков, в котором и продолжил службу лейтенант Короленко. Пунктом постоянной дислокации полка был подмосковный аэродром Монино, а в январе 1943 года полк передислоцировался на аэродром Чкаловский. При этом эскадрильи полка в зависимости от решаемых ими задач базировались в разное время на других аэродромах. Основной задачей полка являлось обеспечение командования Красной Армии разведывательной информацией, получаемой путем ведения воздушной разведки.

Воевал штурман Короленко на самолете Пе-3бис, специально оборудованном под выполнение задач фоторазведки.

Однако вернуться с войны ему не довелось. Как следует из донесения 4 оапдр за октябрь месяц 1942 года (Фото 4), 6 октября штурман авиационной эскадрильи старший лейтенант Короленко Вячеслав Григорьевич сбит истребительной авиацией противника. При этом место его захоронения не указано, в документе стоит прочерк.

Фото 4. Донесение о потерях
Фото 4. Донесение о потерях

Этот вопрос долго не давал мне покоя. Ведь если истребительной авиацией противника наш самолет был сбит, то что случилось с пилотом самолета? Экипаж самолета Пе-3бис – 2 человека, а в донесении о потерях в этот день один погибший? Если же пилот остался живым, какие трудности могли быть с установлением места падения самолета и захоронения штурмана? В случае, если штурман был убит в воздушном бою, а самолет вернулся на аэродром, вопросов с местом его захоронения вообще не должно было быть. Ответ нашелся только через полгода поисков.

Обстоятельства гибели старшего лейтенанта Короленко удалось отыскать в мемуарах техника 4 оапдр Л. Машталера «Воздушные разведчики»:

«…4 октября 1942 года трем экипажам полка, где командирами были капитан С. Колодяжный, старший лейтенант И. Суворов и капитан И. Шурыгин, лично генерал Д. Грендаль (начальник разведки ВВС КА) поставил задачу: произвести разведку войск противника вдоль побережья Рижского залива.

Задачи, которые поставил перед воздушными разведчиками генерал Грендаль, были не из легких. Так, экипажу И. Суворова надлежало в первую очередь проверить под Ленинградом южный участок блокадного фронта противника, где, по данным наземной разведки, он расположил дальнобойную артиллерию. Кроме того, от экипажа требовалось сфотографировать все замеченные по трассе полета новые полевые аэродромы и скопления бронетанковой техники врага.

Со всеми этими задачами Суворов и его боевые товарищи справились полностью. Потому и домой возвращались с хорошим настроением. Но примерно в двухстах километрах от линии фронта это настроение как рукой сняло: на «петлякова» бросилось сразу шесть «фокке-вульфов». Суворов включил форсаж и со снижением начал набирать скорость. Вошли в облачность, однако она оказалась с большими разрывами. Когда в очередной раз выскочили в такой разрыв, немецкие истребители оказались совсем рядом. Они мгновенно развернулись в сторону нашего самолета. Немецким летчикам, вероятно, казалось, что участь «петлякова» уже решена, и потому они не торопились открывать огонь. И Суворов сумел воспользоваться этим – резко направил машину вниз. «Фокке-вульфы» бросились следом. Теперь экипаж мог применить такое мощное оружие, как реактивные снаряды. Штурман дал залп, и ближайший истребитель, объятый пламенем, пошел к земле. Остальные самолеты противника бросились врассыпную. Опомнившись, они перегруппировались и взяли «петлякова» в клещи: расположились сверху, снизу и по бокам. Таким способом обычно принуждают самолет к вынужденной посадке. Суворов заметил, что «петлякова» разделяют с истребителем, летевшим ниже, всего несколько десятков метров. Он убрал газ, выпустил щитки и шасси. Сброшенной скорости оказалось достаточно, чтобы истребитель выскочил вперед «петлякова». А остальное, как говорится, было делом техники: Суворов поймал его в прицел и дал очередь. И еще один «фокке-вульф», объятый пламенем, закувыркался навстречу земле.

Через десять минут штурман дистанционной гранатой сбил третий истребитель. А потом сильный взрыв рядом с самолетом затряс его, завалил на бок. У Суворова потемнело в глазах, и он потерял сознание. Когда пришел в себя, увидел, что штурман Короленко убит (кстати, это был правнук русского писателя), правый мотор не работает, и вся плоскость охвачена огнем. Самолет разворачивало вправо, и он стал неуправляем. Он уже приготовился покинуть самолет с парашютом, как вдруг новый взрыв опять лишил его сознания. Очнулся Суворов от пронзительного свиста в ушах. Понял, что летит в воздухе, и судорожно дернул кольцо парашюта. Только когда над головой раскрылся белый купол, он огляделся: до земли оставалось совсем немного, рядом с ним падали унты, планшет, кобура с пистолетом, а чуть подальше — бронеспинка.

Приземлился посередине бескрайнего болота…

…Нашли Суворова красноармейцы, наблюдавшие за воздушным боем между «петляковым» и немецкими истребителями. Они бережно уложили летчика на парашют и доставили на фронтовой командный пункт. Там Суворов передал командованию результаты разведки и снова впал в беспамятство…

…Накануне празднования 30-летия Победы Иван Васильевич получил волнующее письмо от следопытов Горовастенской школы (Горовастица – деревня и одноименная железнодорожная станция в Осташковском районе Тверской области. В настоящее время превратилась в «дачную деревню» с сезонным населением). Ребята нашли обломки его самолета, а в нем останки еще одного летчика. В искореженном металле удалось отыскать орден боевого Красного Знамени. По номеру ребята установили, что он принадлежит пилоту Суворову. Следопыты приглашали фронтовика приехать к ним в гости.

8 мая 1975 года пионерский отряд со знаменем встретил Суворова на платформе звуками горна. Даже пассажиры высыпали из вагонов, чтобы посмотреть на ритуал встречи фронтовика. А сам Иван Васильевич был тронут до слез.

Недалеко от школы высится пятиметровый солдат с автоматом на груди – памятник воинам, чьи имена были восстановлены только сравнительно недавно. В тот день на мраморной плите появилось еще одно имя – штурмана капитана (ошибка автора в звании) Вячеслава Георгиевича (ошибка автора в отчестве) Короленко. Именно его останки обнаружили в обломках «петлякова» следопыты Горовастенской школы. Посетил Иван Васильевич и то место, где упал его самолет, но ничего вокруг не узнал. Там, где было болото, выросла березовая роща…».

Для всех ныне живущих так и останется старший лейтенант Короленко навеки двадцатидвухлетним парнем (Фото 5), ушедшим в свой вечный полет.

Старший лейтенант Короленко Вячеслав Григорьевич кавалер ордена Отечественной войны I степении  и ордена Красного Знамени
Старший лейтенант Короленко Вячеслав Григорьевич кавалер ордена Отечественной войны I степении и ордена Красного Знамени

Работа по поиску родственников героя продолжается. Однако его поколение, шагнувшее из школьных кабинетов сразу в пламя войны, не успело испытать простых человеческих радостей, обзавестись семьями, родить и воспитать детей. Поэтому в донесении о потерях в графе «имя, отчество и фамилия, адрес жены или родителей» указаны данные его отца Короленко Григория Григорьевича, проживавшего в оккупированном на тот момент немецкими войсками Киеве по адресу: ул. Пушкинская 21 кв. 33. (старый дом с таким адресом существует в Киеве и поныне). Соответственно, найти прямых потомков героя, скорее всего, не удастся.

Отправляясь в тот последний полет, свой орден Красного Знамени Короленко, по всей видимости, оставил на аэродроме базирования. А те должностные лица, которым было доверено хранение наград погибших летчиков, по какой-то причине не смогли их сохранить. Однако нас, ныне живущих, находка орденов заставила окунуться в глубины истории и заново пережить события, произошедшие почти 80 лет назад.

P.S.: На сайте «Подвиг народа» имеется также Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17.10.1942 года № 605/308 о награждении старшего лейтенанта Короленко Вячеслава Григорьевича орденом Отечественной войны Iстепени. К сожалению, это событие произошло уже после его гибели.

P.P.S.: Предстоит также непростая работа по установлению кавалера ордена Красного Знамени с номером 32854. С высокой долей вероятности это был однополчанин В. Г. Короленко. Всем, кто может, прошу оказать содействие в установлении личности неизвестного пока героя.

Валерий Покутний

Альманах ДЕНЬГА №2 (29) / 2020