Найти тему
Александр Асов и К°

Похищенное золото Тавриды. Сенсация, коя не случилась...

Оглавление

Один из наборов т.н. "скифского золота", найденных неизвестно где и когда. Судя по тому, что предметы будто только что из плавильной печи, древность их сомнительна.
Один из наборов т.н. "скифского золота", найденных неизвестно где и когда. Судя по тому, что предметы будто только что из плавильной печи, древность их сомнительна.

Как я, неожиданно для себя, стал экспертом по скифскому золоту...

Так уж сложилось, что ко мне нередко обращались друзья-археологи и те, кто торгует антиквариатом, и те, кто покупает оный, за советом: оценить тот или иной археологический артефакт.

Разумеется, профессионально я могу оценить только подлинность старославянских текстов, с точки зрения палеографии (для старославянских текстов именно мною в настоящее время и созданы критерии оценки подлинности оных).

И подделки текстов мне тоже встречались, чаще грубо сделанные: поскольку официально подобных экспертиз ныне в нашем отечестве не существует, а доверчивых людей, богатых и притом малообразованных, — у нас немало, — то, зачем фальсификаторам и заморачиваться, изучать язык и проч... Но здесь речь о другом, здесь я расскажу о т.н. "чёрной археологии".

Тут моя компетенция касается только оценки символики изображений, основанной на знании традиции... Однако эта оценка — только часть комплексной экспертизы, кою могут сделать также специалисты в области старения разного рода материалов, ну и т.п.

Ещё один набор "ожерелий из кургана", в прекрасном состоянии, а потому, на мой взгляд, сомнительных. Хотя в сём я и не эксперт...
Ещё один набор "ожерелий из кургана", в прекрасном состоянии, а потому, на мой взгляд, сомнительных. Хотя в сём я и не эксперт...

За годы работы в Славянском отделе журнала "Наука и религия" через мои руки (и мимо глаз) проходили десятки весьма ценных артефактов, кои остались вне поля зрения официальной исторической и археологической науки. Среди них были и сомнительные, и настоящие шедевры, достойные того, чтобы выставляться, скажем, в Эрмитаже или Историческом Музее, — но утраченные для культуры.

И здесь я, конечно, не буду касаться мелочи, вроде т.н. "скифских перстней" и прочей бижутерии, украшающей жён нашей либо украинской элиты, но скорее всего произведённых в какой-нибудь крымской ювелирной мастерской.

Каждый зарабатывает как может. Да и я не зарабатываю таким образом. Так что пусть чьё-то сердце трепещет от такого рода "мистических тайн прошлого", — зачем одних лишать заработка, а других — сказки?..

Впрочем, иногда, когда ко мне подходили не просто за советом, тогда я подключал и свои связи, в том числе и в МГУ, и в Историческом Музее, и делал экспертизу комплексную и профессиональную (такое тоже изредка случалось, хотя это и сильно отвлекало от иных дел, и для сего были нужны серьёзные основания).

Однако пройти мимо некоторых тем так просто было нельзя, это касалось артефактов более высокого класса. О них сейчас и поговорим...

Криминал во власти и расхищение "сокровищ веков"

Понятно, что с развалом СССР, падением у нас образования и науки в области исторической и археологической, да и после т.с. "криминальной революции", — во всех разбежавшихся друг от друга бывших республиках, вдруг ставших отдельными квази-государствами, пышным цветом расцвел где-то подпольный, а где-то и вполне открытый, рынок археологических древностей, как подлинных, так и поддельных.

Не будем здесь подробно описывать то, что происходило в нашем отечестве, — поверьте, у нас тоже с сим далеко не всё в порядке. Но говорить об этом ещё не пришло время (разве только в художественной литературе, вроде детектива "Фантастикум. Дело о похищении Либерии королевы Анны Ярославны"). И всё же в России имеются законы, запрещающие чёрную археологию; и те, кто занимается сим, — совершают преступления, какие бы посты они ни занимали, и какой бы властью не были облечены.

Но не так дело обстояло и обстоит, например, на Украине, ибо законов, запрещающих "чёрную археологию", там попросту нет. Разгуляй-малина... и открытый криминал, ставший властью, там правит бал и устанавливает удобные для себя законы. Меня же это касалось лишь боком, постольку-поскольку...

Но я был удивлён сколь массовым явлением была "чёрная археология" в Крыму в те годы, когда он был украинским. К примеру, известно, что т.н. ярмарка коллекционеров, что "у Парфенона", где оные и подвизались (как и у нас в Москве, в Измайлово), располагалась, да и по сию пору располагается, посреди Севастополя как раз под окнами прокуратуры.

Так выглядят лотки ярмарки коллекционеров в Севастополе. Особо ценных предметов там, разумеется, нет, но, как говорится, "слухом земля полнится".
Так выглядят лотки ярмарки коллекционеров в Севастополе. Особо ценных предметов там, разумеется, нет, но, как говорится, "слухом земля полнится".

И мне рассказывали, что наиболее ценные артефакты, минуя сей рынок, уходили прямо в Киев (сим занимались спец-подразделения СБУ, держащие под контролем копателей и археологов), а оттуда чуть ли не открыто (уже через Национальный банк и тогдашнего президента Ющенко) попадали на европейские площадки, типа аукциона Сотбис, или на ещё менее щепетильные в сих вопросах...

Это был бизнес с миллионными оборотами (в валюте), и в него были включены (скуплены за копейки, прямо скажем) и бывшие советские археологи. И посему копали не абы-где, а там, где точно знали, что нечто может сохраниться. И надо сказать, что в это время и выкопали скорее всего всё, ведь сего не так и много оставалось в земле... На десятилетие-другое приходится максимум одно более-менее крупное открытие. Ресурс-то исчерпаемый...

Копали тогда варварски, без описания и научных публикаций (каковых и вовсе в то время на Украине не было), и так уж получалось, что единственными изданиями, на страницах коих и могли появиться сии находки, оказались мои исторические книги, где они и размещались тогда под грифом "Скарби Скифии" (что значит в переводе с украинского "Сокровища Скифии", но как это созвучно со словом "скорби"...)

Супруга Ющенко в скифском золоте из неизвестной частной коллекции.
Супруга Ющенко в скифском золоте из неизвестной частной коллекции.

И, кстати, есть основания подозревать, что через тот же украинский канал, при посредстве иезуитов, уходили из нашего отчества в Ватикан кроме золота (ковчежцев с мощами святых), также и рунические славянские рукописи, о чем я уже сообщал ранее, в том числе в книге "Фантастикум. Дело о похищении Либерии королевы Анны Ярославны".

Что же было похищено из подлинных артефактов?

Расскажем о самых ярких находках из этого списка. Прежде всего о той, что мною была названа "Боспорской пекторалью", также "короной царицы" и сопутствующими им другими артефактами. Судя по слухам, — а на что же тут ещё опираться? — получена та пектораль и прочее, с нелегальных раскопок, осуществлённых около 2000 года. Судя по всему, тогда было раскопано захоронение некого скифского царя, или, скорее даже, — царицы...

Предметов античных, и явно подлинных, тогда было выброшено на чёрный рынок множество, и эта коллекция, в полноте своей, составила бы гордость любого музея. На мой взгляд, сии находки сопоставимы и с прославленным "Сокровищем Трои", или с находками скифского золота знаменитой археологической экспедицией Б.Н. Мозолевского.

Скифский ящик из царского захоронения.
Скифский ящик из царского захоронения.

Хранили сии "сокровища веков" в ящике, очевидно греческой работы, украшенной чеканкой со сценами гигантомахии и битв амазонок, коих тогда почитали предками сарматов, и, полагаю, также царствующего в Тавриде сарматского либо скифского рода. Сей ящик, судя по степени его разрушения временем, подлинный, о подделке такого класса и речи быть не может.

Скифский ящик со сценами гигантомахии и битв амазонок.
Скифский ящик со сценами гигантомахии и битв амазонок.

Покажем здесь также и "корону царицы"...

Венец скифской царицы (принцессы)
Венец скифской царицы (принцессы)

А вот и пектораль...

Скифская пектораль, кою я назвал "Боспорской пекторалью"
Скифская пектораль, кою я назвал "Боспорской пекторалью"

Общий вид пекторали вполне свидетельствует об её подлинности, ибо имеются и следы, оставленные на ней временем, хотя искусность работы и уступает пекторалям из коллекции Б.Н. Мозолевского.

А вот и горит, судя по качеству работы, сделанный в той же древней мастерской, но поступившей на рынок позднее (хотя, м.б., это уже копия). Тип работы— отливка, в отличие от чеканки горита из Мелитопольского кургана...

Скифский горит, золотая оковка парадного колчана.
Скифский горит, золотая оковка парадного колчана.

Эти работы высокого качества, хотя и несколько отдают ученичеством (по отдельным фигурам)... Но кто говорил, что в античности все ювелиры должны были быть гениальными мастерами?..

В пользу подлинности говорит и история находки, и сама композиция, и символика изображений, о чём мы еще поговорим отдельно в следующей статье...

Фотографии и короны, и пекторали впервые были опубликованы мною на цветной вклейке книги "Тайная история русского язычества" (М., 2009), а потом всё это переиздавалось и в различных изданиях "Велесовой книги".

В заключении статьи приведём фотографии ещё нескольких артефактов, из тех, что доселе не публиковались.

-10
-11

На самом деле, фотографий такого рода мелочи — очень и очень много... И я думаю, не имеет смысла всё это здесь публиковать...

Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси.

* * *

Читайте книгу Александра Асова «Венок сказаний о Владыках звёзд" ("Мифы славян") на сайте AUTHOR TODAY. Регистрируйтесь на сайте и подписывайтесь на новые книги!