КАК ЗАПРАВИТЬ КОНДИЦИОНЕР в АВТОМОБИЛЕ
Автомобильный кондиционер в летнюю жару на порядок повышает комфортность в поездках. К сожалению по истечении некоторого времени хладагента (фреона) даже в рабочей, не поврежденной системе становится недостаточно, из-за микротрещин в трубках, резиновых уплотнителях (со временем теряют эластичность) и других деталей и, соответственно, он может практически совсем перестать охлаждать горячий воздух поступающий в автомобиль. Сегодня мы хотим Вам рассказать, - как правильно заправить автомобильный кондиционер, какие инструменты, расходные материалы потребуются и есть ли смысл делать это своими руками.
ПРИНЦИП РАБОТЫ АВТОМОБИЛЬНОГО КОНДИЦИОНЕРА
Автокондиционер работает по принципу обычного холодильника: компрессор работая по принципу повышения давления сжимает хладагент (фреон) находящийся в системе, повышая его температуру. Нагретый фреон в газообразном состоянии поступает в конденсатор (аналог радиатора охлаждения), где остывает и переходит из газообразного состояния в жидкое. В состоянии жидкости фреон поступает в испаритель, который также является аналогом радиатора охлаждения. При обратном переходе хладагента из жидкого состояния в газообразное происходит резкое падение температуры, из-за чего радиатор испарителя может охлаждается до отрицательных температур. Вентилятор компрессора засасывает наружный воздух и обдувает им испаритель, затем охлажденный воздух поступает в салон, снижая температуру.
ДИАГНОСТИКА КОНДИЦИОНЕРА
Если Ваш автомобильный кондиционер начал работать не достаточно хорошо, можете самостоятельно провести его диагностику. Ниже мы представили список основных этапов обнаружения причин плохого охлаждения:
Проверка салонного фильтра.
Проверка герметичности шлангов, трубок, конденсатора и испарителя.
Проверка электромотора и лопастей вентилятора.
Проверка ремня компрессора.
Проверка компрессора.
Проверка салонного фильтра
Чтобы проверить салонный фильтр его достают наружу и производят визуальный осмотр. Если фильтр достаточно чистый его вставляют обратно. Если салонный фильт грязный его надо заменить новым.
Проверка герметичности шлангов, трубок, конденсатора и испарителя
Для осмотра и диагностики конденсатора может потребоваться снятие решетки радиатора автомобиля. Для осмотра шлангов, испарителя или трубок скорее всего будет необходимо снять кожух кондиционера (эта процедура описана в инструкции по обслуживанию автомобиля). Если кондиционер не входил в комплектацию автомобиля и устанавливали отдельно, информация должна быть в инструкцию, которая идет в комплекте с автокондиционером.
Если вы обнаружили утечку хладагента через поврежденные трубки, замените их целиком или посетите специализированную мастерскую по ремонту автокондиционеров. Использовать клеи или герметики для устранения повреждений особого смысла не имеет, они ненадежны, только зря потратите время.
Если повреждения в радиаторах, замените их самостоятельно или опять же обратитесь в специализированную мастерскую.
Проверка ремня компрессора
Проверьте натяжение ремня и сравните с указанным в инструкции по обслуживанию машины или кондиционера.
Проверка компрессора
Заведите двигатель автомобиля, затем поднимите обороты до 1500 в минуту. Обхватите рукой выход высокого давления (к нему подсоединена толстая стальная или медная трубка). Если компрессор работает правильно, то через 1–2 минуты выход нагреется и руке станет жарко. Если трубка обжигает руку, компрессор необходимо ремонтировать или менять. Если трубка выхода высокого давления чуть теплая – значит в системе недостаточно фреона. Обхватите рукой выход холодного давления, к которому подходит тонкая трубка. Через 1–2 минуты рука должна замерзнуть до болевых ощущений. Если этого нет, в системе большая утечка хладагента и ей необходим серьезный ремонт.
Проверка электромотора и лопастей вентилятора
Также необходимо проверить состояние вентилятора и при необходимости заменить его. Эта процедура описана в мануале автомобиля или кондиционера.
ПОДГОТОВКА К ЗАПРАВКЕ КОНДИЦИОНЕРА
Прежде чем приступать к заправке автомобильного кондиционера хладагентом, вы должны ясно понимать – это достаточно сложный процесс, с большим количеством нюансов, поэтому его сложно сделать правильно если у Вас нет опыта. К тому же хорошее оборудование и расходные материалы для работы с фреоном обойдутся Вам заметно дороже услуг мастера. Если же Вы твердо решили заправить автокондиционер самостоятельно, внимательно изучите прилагаемую к нему инструкцию. Потому что действия, которые подходят для одного кондиционера, могут не подойти для заправки другого.
Обычно автокондиционеры заправляют фреоном один раз в три года. Если же появилась утечка, то заправлять его придется довольно часто.
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАПРАВКИ КОНДИЦИОНЕРА
Для работы вам потребуются:
емкость с фреоном;
регуляторы давления;
шланги для подключения к кондиционеру;
переходники;
вакуумный компрессор.
ВЫБОР ФРЕОНА
Автомобильные кондиционеры до 1992 года заправляли фреоном марки R-12. Он более эффективен в плане охлаждения, стоит недорого, но вредит озоновому слою. После 1992 года любой автокондиционер изготавливают только под газ R-134а. Выпускают и другие модификации фреонов для кондиционеров. Смешивать разные типы фреонов нельзя, это может повредит испаритель и конденсатор. На внутренней стороне крышки капота есть наклейка, на которой указано, хладагент модификации заправлен в устройство. Средняя стоимость баллончика (500 грамм) хладагента составляет 1000 рублей. Средняя стоимость баллона (13,6 кг) составляет 8 тысяч рублей. Если в трубках или радиаторах есть утечки, размер которых не превышает 0,5 мм и, по какой-то причине, вы не можете обратиться в автосервис, воспользуйтесь герметиками для кондиционера. Средняя стоимость герметика баллона (13,6 кг) составляет 15 тысяч рублей, средняя стоимость баллончика (500 грамм) составляет 2000 рублей. Но не пользуйтесь герметиком часто, лучше вовремя ремонтируйте и заменяйте поврежденные детали.
ВЫБОР РЕГУЛЯТОРОВ ДАВЛЕНИЯ
Промышленность выпускает три вида регуляторов давления:
для заправки через штуцер высокого давления;
для заправки через штуцер низкого давления;
универсальные регуляторы.
Стоимость регуляторов начинается от 2 тысяч рублей. Их применяют для любых типов фреона и герметика. К регуляторам давления вам потребуются вентили, тройники, шланги и другие приспособления. Средняя стоимость набора этих устройств составляет 4 тысячи рублей.
ДРУГИЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Чтобы заправить кондиционер своими руками, часто приобретают полностью укомплектованные наборы, которые состоят из:
баллончика с 1 кг хладагента;
вентиля;
тройника;
манометра;
шланга со штуцером.
Средняя стоимость такого набора как было указанно выше составляет на сегодняшний день порядка 4 тысяч рублей. Если автокондиционер долгое время не работал, необходимо удалить из него воздух. Насос для вакуумирования стоит 3–6 тысяч рублей.
КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАПРАВЛЯТЬ КОНДИЦИОНЕР
Чтобы своими руками заправить автокондиционер, снимите резиновую или пластиковую заглушку с магистрали низкого или высокого давления (в зависимости от имеющегося у вас оборудования). Соберите устройство для заправки и подключите его к штуцеру. Заведите двигатель и выставьте обороты на 1500 в минуту. Откройте вентиль и закачивайте фреон в систему кондиционирования в течении 5 минут. Заглушите двигатель, закройте вентиль, а через 5 минут посмотрите показания манометра. Если давление в системе ниже нормы, повторите все операции снова. Не допускайте превышения давления, это повредит кондиционер. Более подробно процедура заправки именно вашей модели системы кондиционирования описана в руководстве по эксплуатации Ваших автомобиля или кондиционера.
Автотехцентр Субару Сузуки в Медведково