Найти в Дзене
BACK IN USSR

О бедности в СССР в конце 80-х годов

Конец 80-х и начало 90-х годов для СССР характеризуется ростом бедности, низким прожиточным минимумом и большой разницей в доходах. Считалось, что советский человек сам несёт ответственность за свою бедность, а не государство. Проблема низкой обеспечённости граждан признавалась властью с начала 1970-х годов, однако в Советском Союзе отрицалось любое упоминание бедноты. Игнорирование проблемы тесно связано с бытующим общественным мнением о бедности, как о социальном феномене, который «невозможен» в СССР. Идеология «идеального социального общества» в развитых странах рассматривала бедность как системное отклонение и патологию. В обществе считалось, что бесплатное образование, интенсивная занятость и пенсия смогут компенсировать малую обеспеченность граждан и устранить существование бедности. Причина негативного отношения к бедности времён Советского Союза имеет несколько факторов:

  • Плохое развитие системы социальной помощи гражданам;
  • Низкий уровень проверки систематизации доходов;
  • Низкое качество кадров рабочей силы, а также низкая заработная плата работников на рынке труда;

Учёные не имели представления о практичности разработанного ими социального минимума, однако бедность расценивалась государством как важная составляющая экономической и социальной жизни граждан. Единственным средством по борьбе с бедностью в СССР была публикация работников Института труда (Г.Г. Саркисян и Н.П Кузнецова). Публикация не содержала термина «бедность», авторы тщательно заменяли его синонимом «малообеспеченность» и «низкий прожиточный минимум». Определение минимального потребительского бюджета в публикации Саркисяна равносильно проведению абсолютной черты бедности. В сравнении энергетической ценности потребляемых продуктов в США и СССР можно заметить существенное различие между стандартами потребления протеина. Советский минимум превышал американский в два раза.

Для 1991 года такая печальная картина была уже привычной.
Для 1991 года такая печальная картина была уже привычной.

Аналитика низкой обеспеченности граждан в СССР проводилась и за рубежом. Исследователем А. МакОлли было обнаружено, что уровень бедности в Советском Союзе в 1958 г. достигал 69,5% от всего населения. Зарубежный учёный взял за основу публикации Саркисяна с учётом минимальной черты бедности в доходном размере 50 рублей на человека. Уменьшение черты бедности с годами сказывалось на уровне бедности населения. Чертой в 25 рублей уровень малообеспеченности будет равен 21,7%. К концу 60-х уровень бедности составлял 11% с минимальной чертой в 30 рублей. Основываясь на бюджет Саркисяна, МакОлли провёл расчёты и выяснил, что в 67-х – 68-х годах уровень бедности населения составлял 35-40%.

Первый подсчёт минимального потребительского бюджета, называемый чертой бедности среди западных исследователей, был установлен в 1988 году Госкомтруда СССР и Госкомстатом СССР. По данным исследований минимальный прожиточный бюджет граждан составлял в среднем 78 рублей на человека. Процент населения ниже этого потребляемого бюджета в 1988 г. составлял 14, 5% (41 млн. человек). 1989 год ознаменовался определением Госкомстата прожиточного бюджета чертой в 90 рублей, профсоюзы установили черту в 130 рублей. К концу 80-х годов 25% населения (71 млн. человек) имело доход менее 100 рублей. Однако количество лиц, получавших зарплату в месяц более 250 рублей, увеличилось в течение с 1985 по 1989 год.

В конце 80-х советский человек мог быть беден не только в силу маленьких доходов, но и по причине невозможности купить на имеющиеся деньги нужные товары.
В конце 80-х советский человек мог быть беден не только в силу маленьких доходов, но и по причине невозможности купить на имеющиеся деньги нужные товары.

К началу 90-х годов экономическое положение в стране усложнилось. Попытки исправить ситуацию и ликвидировать большую разницу в доходах потерпели неудачу, процент бедности возрастал. Успешное регулирование доходного бюджета и решение проблемы населения за чертой бедности было достигнуто только путём административных методов. Такой подход влиял на ухудшение национальной экономики СССР. Последующие попытки улучшить жизненный уровень граждан закончились неудачей.