Урбанистический вестерн (Urbanistic Western) – первый этап эволюции голливудского боевика, охватывающий период с 1967 по конец семидесятых. Термин в специальной литературе применяется не часто, но отлично характеризует явление. Несмотря на явные заимствования из нуара криминальный и полицейский экшн семидесятых гораздо больше почерпнул из ревизионистского вестерна, чем из «черного фильма». Это проявлялось как внешне – первыми героями боевика, как на подбор стали звёзды вестерна (Иствуд, МакКуин, Бронсон, Марвин и даже Джон Уэйн), так и на более глубоком уровне – протагонист боевика семидесятых всегда одиночка с кодексом чести, противостоящий или игнорирующий систему. Последнее характерно, как раз для вестерна, где таинственный странник, приезжающий в поселение и разбирающийся с местными проблемами, один из самых частых героев, а не для нуара, где центральный персонаж всегда плоть от плоти системы, даже если речь идёт о частных детективах.
10 боевиков эпохи, вдохновленных вестерном
В упор (Point Blank) 1967, режиссёр – Джон Бурмен. Одна из первых интерпретаций романа «Охотник» Дональда Уэстлейка. В последствии история матерого грабителя с понятиями, кинутого подельниками и успешного противостоящего криминальному миру, экранизировалась много раз. Роль Паркера (под разными именами) исполняли Роберт Дювалл («Команда»), Мэл Гибсон («Расплата»), Чоу Юнь-Фат («Полный контакт») и Джейсон Стэйтем («Паркер»), но круче чем у Ли Марвина не получилось ни у кого.
Детектив Буллитт (Bullitt) 1968, режиссёр – Питер Йетс. Фильм, популяризировавший образ живущего согласно собственному кодексу чести полицейского и зрелищные автомобильные погони. Стив МакКуин в роли титульного детектива ведёт себя чисто как шериф на Диком Западе.
Грязный Гарри (Dirty Harry) 1971, режиссёр – Дон Сигел. Именно этот фильм превратил звезду спагетти-вестерна Клинта Иствуда в настоящую американскую икону. Методы работы Гарри Каллахена далеко не всегда совместимы с законом, а иногда, и со здравым смыслом, что полностью искупается их эффективностью. Каллахен, как настоящий антигерой фронтира, прав уже потому, что смог остаться в живых.
Французский связной (The French Connection) 1971, режиссёр – Уильям Фридкин. Один из основополагающих и самых коммерческих успешных фильмов Нового Голливуда при ближайшем рассмотрении оказывается смесью процедуального нуара и ревизионистского вестерна. Стоит отметить одну из самых зрелищных автомобильных погонь по улицам Нью-Йорка в истории Голливуда, которую многократно цитировали и на которую равнялись очень и очень многие поставщики.
Побег (The Getaway) 1972, режиссёр – Сэм Пекинпа. Кейпер, который смотрится и ощущается как самый настоящий вестерн, что и не удивительно: в главной роли Стив МакКуин, в режиссёрском кресле Сэм Пекинпа.
Первоклассный товар (Prime Cut) 1972, режиссёр – Майкл Ритчи. Ли Марвин в образе легендарного киллера возвращается в Техас, чтобы разобраться со старым другом-врагом в исполнении Джина Хэкмена. Несмотря на заимствовании многих троп нуара, «Первоклассный товар» – настоящий вестерн в декорациях современного Техаса.
Чарли Варрик (Charley Varrick) 1973, режиссёр – Дон Сигел. Уолтер Мэттау играет роль опытного вора, случайно ограбившего не тот банк. Теперь по его следу идёт инфернальный киллер мафии (не Антон Чигур, но тоже хорош), а протагонисту придётся приложить немало усилий и смекалки, чтобы дожить до финальных титров.
МакКью (McQ) 1974, режиссёр – Джон Стёрджес. Один их двух городских боевиков с Джоном Уэйном в главной роли (второй – «Брэнниган»). Существует шутка, что единственная причина по которой этот опус появился на свет заключается в том, что продюсеры хотели поместить на постер Уэйна с автоматом. По сути «МакКью» – ещё одну вариация «Грязного Гарри».
Нападение на 13-й участок (Assault on Precinct 13) 1976, режиссёр – Джон Карпентер. Легендарный малобюджетный шедевр Джона Карпентера, который очень хотел снять вестерн в духе «Однажды на диком западе», но у него банально не хватило бюджета, поэтому пришлось ограничиться декорациями пригорода Лос-Анджелеса. Главное, не перепутайте с ремейком (он ужасен).
Водитель (The Driver) 1978, режиссёр – Уолтер Хилл. Неонуар Уолтера Хилла с Райаном О’Нилом в роли автоугонщика и перевозчика с собственным кодексом чести. Фильм, несомненно вдохновивший и Джейсона Стэйтема («Перевозчики»), и Райана Гослинга («Драйв»), сам основывается как на вестерне, так и на гангстерских нуарах.
5 суровых лиц урбанистического вестерна
Чарльз Бронсон – если писать в словаре статью, посвящённую расхожему выражению «Don’t fuck with», её обязательно стоит украсить фотографией Чарльза Бронсона. Самый брутальный из всех героев боевика идеально перенёс протагониста ревизионистского вестерна в джунгли большого города в таких фильмах, как «Механик», «Хладнокровный убийца» и «Мистер Маджестик».
Ли Марвин – подобно Бронсону и Ван Клифу, ветеран Второй Мировой Марвин пришёл к успеху достаточно поздно, в конце шестидесятых, когда за его спиной была уже пятнадцатилетняя кинокарьера актёра второго плана и эпизодника. С одной стороны это удручает, главных ролей в его фильмографии не так много, с другой – внешность матёрого волка позволила Марвину убедительно играть бандитов с кодексом чести в фильмах «В упор» и «Первоклассный товар».
Уолтер Маттау – популярный комедиант шестидесятых, регулярно снимавшийся вместе с Джеком Леммоном, в семидесятые явил публике новую грань своего таланта, снявшись в жёстких криминальных экшн-триллерах «Захват поезда Пелэм 1-2-3», «Смеющийся полицейский» и «Чарли Варрик»
Клинт Иствуд – человек, переживший эпоху (даже несколько эпох), в семидесятые был самым популярным и самым высокооплачиваемым героем боевика. На его счету и безапелляционно жёсткие герои («Грязный Гарри» и четыре сиквела) и более иронические роли в комедийных боевиках («Блеф Кугана», «Громила и Скороход»)
Джин Хэкмен – важнейший актёр Нового Голливуда стал звездой, сыграв детектива Джимми «Попая» Дойла во «Французском связном».
Другие тексты о традиционных боевиках:
Гонконгский женский боевик
Героическое кровопролитие
Студия PM Entertainment
На очереди тексты о следующих этапах эволюции американского боевика: фильмах о виджилантах и рэмбиане восьмидесятых. Если не хотите пропустить подписывайтесь, добавляйте в закладке браузера.