Нищие, то есть люди, не имеющие средств к существованию и потому вынужденные жить на подаяние, просить милостыню или пользоваться помощью родственников или благотворителей, существуют с древнейших времен.
Нищенство, как явление
Почему люди в древности и в средние века попадали в такое положение? Причин множество: сироты, потерявшие родителей, увечные и больные, не способные работать, душевно больные и так далее. Вплоть до убежденных нищих, которые жили подаянием по убеждениям, в том числе и религиозным. Они были убеждены, что только нищие, не имеющие ничего, спасутся и войдут в Царство Небесное.
Впрочем и помогать нищим с принятием Русью христианства считалось делом богоугодным, справедливым и вело к спасению души помогающего. Не случайно излюбленным местом просящих подаяние была церковная паперть, особенно в дни больших христианских праздников.
Древняя Русь
На заре существования Древнерусского государства не существовало прямых законов, касающихся милостыни и помощи убогим и обездоленным. Чаще всего традиции заводил князь.
Еще при Владимире Красное Солнышко по приказу князя, нищие могли беспрепятственно приходить на княжеский двор, где их ждали специальные столы с нехитрой едой и питьем. А для тех, кто не мог передвигаться, пищу развозили на специальных повозках.
Этот же князь открыл первые училища не только для знатных детей и ребят из среднего сословия, но и для выходцев из самых низших слоев населения.
Разумеется, что никому и в голову не приходило проверять: подлинный то нищий, или притворяется.
Дело Владимира в обучении бедняков продолжил и Ярослав Мудрый, открыв училище для 300 учеников из самых нищих слоев. Средства для этого Ярослав использовал личные.
В домонгольскую эпоху на Руси при монастырях даже открывались лечебницы для неимущих, своего рода богадельни. А Андрей Боголюбский в 12 веке продолжил традицию развозить еду для нуждающихся по улицам городов.
Средние века
Междоусобные войны и ордынское нашествие количество нищих на Руси увеличили во много раз. Вытоптанные посевы, сожженные дома, угнанный скот и погибшие кормильцы - это вынуждало просить милостыню даже прежде довольно состоятельных людей.
В это время на Руси появляется традиция: на глухой стене избы делали специальную нишу, в которой с вечера оставляли еду. Это могли быть просто хлеб и молоко, или даже вода и печеная репа. Считалось, что люди, которым стыдно от того, что они попали в такое трудное положение, смогут воспользоваться помощью тайно, не нанося ущерба своей гордости и стыдливости.
Разумеется, в меру своих возможностей нищим помогали и знать, и монастыри. Редкие сироты бродили без призора. Если жива была деревня, хотя бы в 1-2 двора, осиротевших не бросали, стараясь воспитать и вырастить детей, потерявших родителей.
Точно также поступали и со стариками: уж место на печи сыщется в каждой избе.
Русские по-прежнему считали помощь неимущим богоугодным и спасительным делом:
- князь выдавал погорельцам материал из своих или казенных лесов;
- князь или духовный глава посылали монахов собирать мертвых и поить умиравших во время моровых эпидемий;
- князь брал на службу детей своих погибших воинов.
По-прежнему щедро раздавалась и милостыня, а по праздникам нищих звали на площадь или на княжеский двор - для угощения.
Эта традиция продолжалась и при первых царях династии Романовых. Например, известно о том, что царь Алексей Михайлович предпочитал сам, из рук в руки давать милостыню просящим. И делал это тайно, переодеваясь в простую одежду.
К сожалению, меры эти не носили системного характера, нищих становилось все больше, особенно в годы смуты, восстаний и войн. А помочь им всем уже было просто невозможно.
Начало бюрократии
Как и в ряде других нововведений, упорядочить нищенство попытался Петр I. Именно он озаботился проверкой неимущих на подлинность.
В 1705 году Петр издал указ, повелев нищих ловить, деньги у них отбирать, милостыни не подавать, а подающих штрафовать нещадно.
Разрешено было лишь жертвовать богадельням, официально существующим при церкви. К чему это могло привести? Конечно к воровству из жертвенного кошелька, а нищие просто разбегались от голодной жизни в богадельнях и шли разбойничать на тракт.
В 1712 году учреждаются "гошпитали" для "зело престарелых и увечных", которые просто не могут уже выполнять никакой работы. Естественно, что жизнь в таких казенных заведениях была больше похожа на тюремный ад.
В 1721 году Петр Великий создает и "смирительные дома", в них силой сгоняют тех, кто злоупотребляет хмельным питием и лодырничает. Своего рода тюрьма, только без следствия и приговора.
Екатерина II в 1775 году вносит изменения в эту сферу, "смирительные дома" заменяются работными. Туда принудительно помещают молодых "ленивцев", чтобы они трудом зарабатывали себе на пропитание. Разновидностями стали "работные дома для буйных ленивцев". Своего рода тюрьма, а попасть в нее можно было за тунеядство.
Нет, нищих не искоренили, еще Анна Иоанновна с возмущением восклицала и удивлялась, что смирительные дома и богадельни множатся, а и нищих становится только больше.
Обнищание народа не возможно было победить богоугодными и воспитательными учреждениями.
Однако система работных домов, или "домов трудолюбия" просуществовала почти до 20-го столетия.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет
***
Еще больше историй и фактов на моем канале. Заходите в гости, я Вам всегда рада.