Набирает обороты история с торговой войной Америки с Китаем и Евросоюзом. У обоих огромный профицит торгового баланса с США, а это не нравится Трампу. Причину его недовольства раскроем чуть дальше, а пока углубимся.
В отличии от Обамы, который без экономических советников и шагу ступить не мог, Трамп независим в своих решениях. Экономика, считает он, напрямую связана с политикой. У Трампа немного детский взгляд на мировую торговлю. Трамп ставит мировых политиков в тупик своей "дуростью" и лихостью в принятии сложных решений.
Так, например, экспорт США в Мексику в 2017 году составил $276 млрд, а вот импорт $340 млрд. Трамп думает, что эту разницу Америка просто так позволяет забирать Мексике, и то же касается Европы и Китая. А так как у Трампа есть план построить великую антиэмиграционную стену за счет Мексики, то, по его логике, введение пошлин убирает профицит торгового баланса в Мексике и позволит найти средства на строительство стены уже в Америке.
По исследованию Deutsche Bank, годовой дефицит торгового баланса с Китаем составляет $330 млрд, а с остальным миром $550 млрд. Но есть одно но. Этот баланс не учитывает Трансатлантические корпорации, работающие на территориях того же Китая или Европы.
В этих расчетах не говорится о "совокупном" балансе, который учитывал бы и торговлю и продажи дочерних компаний за рубежом. Трамп предпочитает умалчивать, сколько товаров американские корпорации продают за рубежом. Торговые и корпоративные данные не объединяются, так как это не корректно с точки зрения экономики. Но, если их объединить, то американские компании, работающие за рубежом, продали товаров и услуг больше, чем все вместе взятые страны, работающие на территории Америки.
Неделю назад Трамп сумел поставить на место Большую Семёрку. Никогда ранее президент какой-либо страны, а тем более Америки, не уезжал в середине саммита. Трамп крайне жёстко пообщался с премьер-министром Канады и остальными участниками. И попытки обсудить введённые Америкой пошлины обернулись требованием перевести обсуждения в формат G8 с участием России. После чего он ссылается на встречу с Ким Чен Ыном и улетает в Сингапур, где делает заявление:
«Извините, но мы больше не можем позволять нашим друзьям или врагам наживаться на нас в торговой сфере. Для нас американский рабочий должен быть на первом месте!»
Для Канады, Японии и Европейских друзей это был чуть ли не плевок в лицо. Который они спокойно пропустили через собственное самолюбие.
Со стороны действия кажутся абсурдными, но не все так просто. Сторонников «совокупного» баланса можно сравнить с европопулистами. Они и правы и нет. Трамп "болеет" за простых людей США и стремится выполнить свои предвыборные обещания, в том числе о создании рабочих мест. Другими словами, Трамп работает на избирателя.
Несмотря на то, что торговая война находится в стадии зачатия, шансы, что она масштабируется, всё же имеются. Трамп - великий переговорщик, и введение пошлин, шантаж G7, сближение с Россией - это его сильная переговорная позиция. Он идет на риск разрыва отношений, но уверен, что Европа в итоге примет новые условия, о которых он пока умалчивает. Возможно, мы увидим реанимированное Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство, но в формате Трампа, где предлагалось вести двухсторонние переговоры между странами в обход еврокомиссии. Или Европа пойдет на уступки с фермерской продукцией в обмен на снижение таможенных пошлин в США по стали, алюминию, грузовикам и прочим.
Открытым остается вопрос: что произойдет, если Канада, Мексика, Европа и самое страшное, Китай решат ввязаться в торговую войну серьезно? Китай заявлял, что они у себя продают iPhone и автомобили GM в разы больше, чем их продают США на внутреннем рынке. Та же ситуация и с ресторанными сетями по всему миру, например, Макдоналдс. И если игра в войну выйдет из-под контроля, то произойдёт обыкновенное выдавливание американского бизнеса из других стран. А это грозит огромными потерями для США. Ведь если компании будут вытеснены и введены ввозные пошлины, что сделает продукт неконкурентным, это повлияет на сокращение квалифицированных рабочих мест в Америке. И тогда набранные политические очки Трампа сгорят.
Вызывает оптимизм то, что Россия выигрывает во всей этой ситуации. Страна, которая в данный момент является средством шантажа, станет арбитром. Европа шантажирует США сближением с Россией строительством Северного потока-2 и другими проектами. США шантажирует Европу Россией с G8 введением таможенных пошлин. Но каждый видит отношения с Россией в своих красках. В итоге, кто-то сдаст позиции первым. Скорее всего США и Европа при помощи России договорятся о регулировании пошлин, чтобы уравновесить торговые балансы, а за это время Россия сможет еще больше укрепить отношения с всеми участниками. А вот в отношении Китая США скорее всего найдет способ выйти из пошлин не потеряв лица, так как этот орешек уже явно слишком тверд.