Найти тему
FirboNews.ru

Стресс-тесты ЦБ РФ выявляют рост проблемных банков

Насколько ситуация в нашей стране находится на зыбкой почве, говорит Фирбо Капитал инвестиционная компания, указывает тот факт, что на мировой арене Россия уверенно набирает очки на Западе, на Ближнем Востоке и в странах Тихоокеанского региона, а вот внутри самого государства сохраняется множество не способствующих такому политическому успеху проблем.

         Простой пример. На недавно прошедшем в Санкт-Петербурге экономическом форуме глава Международного валютного фонда Кристина Лагард выразила твердое удовлетворение внутренней финансовой политикой России по отношению к сохранению влияния доллара во всем мире. Аналитики Firbo Capital Москва, больше читай на сайте Firbo.ru, напоминают о членстве нашей страны в этой международной организации со своей долей в 2,74 процента голосов. Это восьмое место. А, как известно, в целях МВФ повсеместно отстаивать неприкасаемое влияние американской валюты на внешнюю и внутреннюю жизнь любого государства в мире.

И даже когда новоиспеченный руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин уже начал высказывать свое видение деформации банковских устоев России, например, в изменении нынешнего бюджетного правила, Лагард его порывы резко остудила. Ее абсолютно удовлетворяет нынешняя ситуация в России с курсом рубля к доллару и повышенными ценами на топливо. Оба этих фактора, обращает внимание инвестиционная компания Фирбо Капитал, говорят о поддержке руководством страны желания МВФ сохранять отток капиталов из нашей страны. В случае низких цен на бензин, говорит Лагард, международный капитал потечет в Россию, а это недопустимо для МВФ. И Фонд прилагает все усилия, чтобы именно так, как нужно ему, было.

Именно поэтому в нашей стране, торгующей по всему миру нефтью и газом, чья себестоимость добычи углеводородов одна из самых низких, всего десять долларов за баррель нефти, никогда бензин и дизтопливо для собственного населения дешевле заграницы не будут. И возмущения по этому поводу, что топливо на АЗС дорожает, не имеют под собой основ на удешевление. Если теперь рассматривать на этом фоне неувядающий кризис в банковской сфере экономики, вполне вероятно, говорят аналитики Firbo Capital, здесь играет свою роль внешнее влияние МВФ.

А потому населению беспокоиться за свои долларовые сбережения не стоит. Россия, на словах стремясь уйти от долларовой зависимости, на деле к этому не стремится.

Кстати говоря. Членство Китая в МВФ ныне составляет 2,94 %, лишь чуть опережая нашу страну. При этом в 2011 году КНР имела долю голосов 6,394 %. Этот факт говорит о многом.

Теперь о неувядающем кризисе в финансово-кредитном сегменте российской экономики. Наверно, излишним будет напоминать, что именно здесь любое государство наиболее уязвимо, если его не защищать от внешнего воздействия. По всей видимости, рост цен на топливо каким-то прямым, но скрытым от общественности образом связан с нынешней ситуацией в банках нашей страны. Иначе в стране, самой для себя добывающей углеводороды и перерабатывающей их на бензин и соляру, невозможно объяснить влияние закупочных цен на нефть за границей. А потому и банки оставляют быть зависимыми от требований МВФ со штаб-квартирой в США.

Сейчас доля госбанков в нашей стране составляет 66,2 процента. Это данные февральской отчетности Центробанка России. Предыдущие данные на начало 2017 года – 59,2 процента. Рост государственного сектора обуславливается санацией крупнейших системно значимых банков в течение прошлого года, когда их капитал уходит в собственность ЦБ РФ и его дочерних структур.

ФИРБО инвестиционная компания по этому поводу приводит следующую статистику финансового регулятора. На начало 2018 года в первой пятерке банков находится 55,8 процентов всех денег отечественного банковского сектора экономики. Следующие пятнадцать банков охватывают 23,5 %. Оставшаяся доля в 20,7 % приходится на «оставшихся в живых» банки после их пятилетней тщательной фильтрации. Со слов главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной, после этого банковский сектор экономики стал гораздо устойчивей к внешним и внутренним кризисам, чем было раньше.

Как видно на примере АЗС, говорят аналитики ФИРБО Капитал, в это верилось. Но с подскочившими ценами не бензин – теперь как-то не очень. Сомнение пошатнулось.

Пошатнулось оно еще больше после недавнего отчета Центробанка по результатам проверки на стресс-тест. Эти штуки регулятором проводятся ежегодно. Но нынешняя особенность – в существенной затяжке оглашения результатов проверки за 2017 год. Стресс-тест проведен в январе, а итоги оглашены лишь сейчас. Причины, как видится аналитикам Фирбо капитал, лежат в сохраняющейся подверженности российских банков влиянию кризисов, даже из первой двадцатки, что весьма удручающее на фоне победно-оптимистичных реляций руководства страны в успехах России на международном поприще. Наверное, Э.Набиуллина и ее замы просто не знали, куда деть полученные результаты, вот и тянули с их оглашением.

Стресс-контроль направлен на выяснение финансовой устойчивости российских банков к «шоковым ситуациям» и прочим «штормам», в том числе по наличию достаточного количества у них капитала.

Взять для начала 2016 год. Условия турбулентности – падение цен на нефть до 25 долларов за баррель, чего ныне добивается Д.Трамп, а также последующее из-за этого снижение ВПП на 1,4 процента, рост процентных ставок по банковским кредитам и падение фондовых индексов.

Тогда тестирование выявило 34 проблемных банка, для которых спрогнозировано появление «финансовых» дыр ниже установленных Центробанком нормативов ликвидности. Их денежная доля по России – 8,6 %. Под закрытие попадали бы три банка с 0,6 процентами активов от общей государственной массы. Взаимосвязанных с этими проблемными структурами банков могло бы оказаться по эффекту домино еще 93 единицы, у которых бы тоже начались проблемы.

И вот на фоне успехов и повышающейся надежности банковского сектора экономки, как утверждают в Центробанке России, в 2017 году требования стресс-теста ужесточены. Инвестиционная компания Firbo Capital объясняет такой подход несоответствием фактического состояния дел в стране с оглашаемыми бравурными реляциями. А потому в конце июня планирующееся понижение российской ключевой ставки ниже нынешних 7,25 % вряд ли совершится при ожидающемся в середине месяца повышении аналогичного показателя в Америке на 0,25 %, чуть ли не до 1,75-2,0 процента с полтора сейчас.

Итак, в 2017 году банки проверялись по следующим гипотетическим условиям. По цене нефти – опять 25 долларов за бочку, падение ВПП – в два раза больше (!!), на 3,9 %, падение рубля – на 39 %.

В итоге Центробанк России спрогнозировал наличие финансовых проблем в 117 банках (30,6 % фин.активов страны), по эффекту домино от них пострадают еще 107 аналогичных организаций (9,8 %).

Из 117 банков почти половина, 51 единица (19,1 %), оказалась бы на гране отзыва лицензий. Сокращение финансово-кредитных организаций составило бы для базовых и основных уровней величин капиталов – три процента, до 5,2 и до 5,5 % соответственно. По банковским группам и холдингам – падение с 12,1 до 8,7 процентов. Общие потери составили бы 0,5 триллиона рублей.

Насколько такой стресс-сценарий соответствует требованиям МВФ к России, известно станет нескоро. А пока отечественные аналитики надеются, что Центробанк пример меры. Как недавно сказал глава «Сбербанка России», в главном финансовом регуляторе сидят «крутые парни», они преодолеют любой финансовый и банковский кризис в стране. И в Центробанке заверили, там готовы к любому ходу развития событий. Только вот население не готово к повышению цен на топливо. И ко многому другому подобному также не готово.

А стресс-сценарии все хуже и жестче.

Источник: https://firbonews.ru/