Найти тему
несокрушимая и легендарная

Самый долгий поединок летчика Пилютова

Ленинград был в блокаде и одной из ниточек, связывающей этот героический город с Большой землей, стала «Дорога жизни», которая начала работать с 22 ноября 1941 года.

Немцы старались любыми путями прервать ее работу и для этого использовали авиацию. На прикрытие ледовой дороги был брошен 154-й истребительный авиаполк, летающий на самолетах МиГ-3. Над дорогой часто вспыхивали жестокие воздушные бои, которые шли с переменным успехом. Противостояла нашим летчика 54-я истребительная эскадра.

Петр Андреевич уже слышал, что у немцев появился летчик на приметном самолете с желтым носом и бортовым номером 19. По всем повадкам было видно, что это опытный пилот.

В этот день Пилютов со своим ведомым прикрывали ледовую дорогу. Радиостанции на самолетах работали очень плохо и некоторые летчики их просто отключали. Вот и ведомый Петра Андреевича отключил свою радиостанцию, что стоило ему жизни.

Петр Андреевич вовремя заметил атакующие их вражеские истребители, но предупредить об опасности ведомого вовремя не смог. И за эту оплошность ведомый поплатился жизнью.

В хвост его самолета зашел немецкий «мессер» с желтым носом. Видно было, что этот пилот был мастером. Несколько секунд не хватило Петру Андреевичу, чтобы перехватить самолет немецкого аса. Самолет ведомого задымил и устремился к земле. Летчик остался один против четверки «мессеров».

Четверка машин навалилась на одинокий истребитель, и летчик ушел в облака. Немцы потеряли его самолет, и пошли в сторону трассы, а Пилютов выйдя из облаков, сумел догнать их и с дальней дистанции сумел сбить одного из них.

И началась игра со смертью. Один против троих. Летчик маневрировал, уходил в облака, появлялся снова, чтобы немцы атаковали его самолет. Но свою машину он уводил в зону, где должны были быть еще наши истребители. В одной из атак он едва не сбил еще один истребитель, но опытный летчик на желтоносом самолете сумел зайти в хвост и Петр Андреевич сам едва успел уйти от смертоносной атаки. А потом подоспели наши истребители, и теперь немцам пришлось удирать, прячась в облаках.

Так началось противостояние двух пилотов, которое длилось несколько месяцев. Петр Андреевич встретил достойного противника, очень опытного летчика. Этот пилот руководил во время боя своими истребителями, и, казалось, замечал все и везде успевал.

Уже через несколько дней летчики снова сошлись в воздушном бою. Немец тоже заметил своего соперника, но в бой с ним старался не вступать. Лишь в конце боя Петр Андреевич сумел зайти ему в хвост, и едва не сбил. Однако немец умудрился выйти из-под удара, и самолеты сошлись в лобовой атаке.

Два самолета неслись навстречу друг друга, ведя огонь, а в последнее мгновение, разошлись. Потом еще несколько атак и все безрезультатно. Бой закончился вничью.

-2

Теперь пилоты искали друг с другом боя. Если «желтоносый» встречался в бою с нашими истребителям, и Пилютова не было, то с ним старались бой завязать опытные пилоты, такие как Покрышев.

Если же Петр Андреевич встречался в бою с немцем, то все отдавали ему право на бой с немцами. Да и немцы придерживались подобного правила. Уже было несколько боев, и все они закончились вничью.

А 18 декабря Петр Андреевич и еще три самолета И-16 должны были сопровождать девять транспортников Ли-2, в котором из Ленинграда вывозили детей на Большую землю.

Но только транспортники поднялись в воздух, как аэродром был атакован немецким истребителем Ме-110, и три самолета было повреждено. Тогда капитан Пилютов решил лететь один.

Транспортники шли, прижимаясь к самой земле, и летчик надеялся, что они незаметно доберутся до своих. Но потом он увидел в воздухе шесть немецких истребителей и устремился им навстречу. Он решил погибнуть, но задержать немецкие истребители.

Завязался неравный бой одного против шести. Сколько длился бой, Петр Андреевич не помнит. Но немцы не заметили и упустили девять транспортных самолетов. Был в этом бою и «желтоносый».

В этом неравном поединке ему даже удалось сбить один «мессер» и еще один подбить. Но потом очередь прошла по его самолету, и летчик попытался выйти из боя, но немцы наседали и все-таки добили подбитый самолет. Петра Андреевича ранило, но он все-таки посадил самолет на берегу озера.

Но немцы начали охоту за пилотом и еще раз ранили его. Летчик потерял сознание и несколько часов был без сознания. Очнулся он уже в госпитале. Спасла летчика случайность. Мимо проезжал колхозник на лошади. Он нашел летчика и увез его в медсанбат.

Из госпиталя летчик писал, что если друзья не собьют «желтоносого», то он вернется и обязательно сделает это.

И летчик сдержал свое слово. После излечения летчик продолжал охранять «Дорогу жизни». И вновь ему попался «желтоносый» в тот момент, когда в воздухе он был лишь со своим ведомым, а немца были вшестером.

Наши летчики раньше заметили противника, и пошли в атаку. «Желтоносый» мессер рос в прицеле, и казалось, что еще несколько секунд, и он будет сбит. Но и в этот раз немцу удалось выйти из-под удара. Завязался бой и два противника снова сошлись в лобовой атаке, как во втором бою.

Но теперь капитан Пилютов решил не сворачивать. Немец не выдержал и отвернул в сторону, а Петр Андреевич на своем МиГе прочно вцепился ему в хвост. Немец проявил все свое мастерство, но оторваться от нашего летчика он не мог. Тогда он бросил свой самолет в штопор, надеясь, что наш летчик посчитает его сбитым и выйдет из атаки.

Но немец просчитался, и вскоре очереди вспороли фюзеляж немецкого истребителя. Самолет вспыхнул и начал беспорядочное падение. Немцы, даже имея численное преимущество, ошеломленные гибелью своего аса, вышли из боя и скрылись в облаках.

Наша пара повернула в сторону своего аэродрома. Внизу, на берегу Ладоги, объятый клубами черного дыма, горел сбытый «желтоносый» мессер. С немецким асом было покончено.

Пилютов Петр Андреевич
Пилютов Петр Андреевич

Войну Петр Андреевич закончил Героем Советского Союза. На его счету числилась 23 сбитых немецких самолета.

Но история с «желтоносым» истребителем получила неожиданное продолжение.

Несколько лет Петр Андреевич служил в Восточной Германии. Однажды он с летчиками обедал в ресторане. Все были фронтовиками, вспоминали различные истории и летчик рассказал о «желтоносом» мессере с бортовым номером 19.

Свою историю Петр Алексеевич закончил словами: «Сгорел немецкий летчик, жаль, так и не увидел его. Нелегко далась мне победа над ним».

Неожиданно из-за соседнего стола поднялся немец и обратился к Пилютову:

-Я слышал вашу историю. Вы все правильно рассказали, но упустили существенную деталь, неважную для вас, но важную для вашего противника.

Петр Иванович с удивлением посмотрела на немца, так хорошо говорящего по-русски.

-Да, вы допустили одну неточность.

-И какую?

-Летчик остался жив. Он не сгорел с самолетом.

-Откуда вам это известно? –удивился Петр Андреевич.

И тогда немец, встав по стойке смирно, так, как это умеют делать только военные, медленно произнес: Разрешите представиться. Я и есть тот самый летчик «девятнадцатый желтый».

Оказывается, ему удалось все-таки посадить горящий самолет на лед Ладожского озера, где его и взяли в плен наши бойцы. Его лечили в госпитале, а потом был лагерь военнопленных, где он научился хорошо говорить по-русски. После войны он вернулся на родину и теперь живет в ГДР.

(Рассказ написан на основе мемуаров дважды Героя Советского Союза Новикова А.А.

(Рассказ написан на основе мемуаров дважды Героя Советского Союза Новикова А.А. )

(В одном из источников говорилось, что этот немецкий летчик после плена служил в ВВС ГДР)

Если вы считаете эту историю интересной, то поставьте, пожалуйста, лайк и тогда с ней смогут познакомиться другие читатели.