Получив редакционное задание поискать интересный бизнес для покупки, я даже не ожидал, что кроме прямого результата он приведёт ещё и к некоторым общеэкономическим размышлениям. Итак, что мы имеем: 8 страниц OLXс порядка 40 объявлений о продаже бизнеса на каждой! Это, согласитесь, стоит того, чтобы немного «подумать эту мысль».
«Деловой Донбасс» уже обращался к теме покупки/продажи бизнеса в Донецке (http://delovoydonbass.ru/~suF3m), тогда наши аналитики акцентировали ваше внимание на том, что можно купить в Донецке (в разрезе существующего и действующего уже бизнеса). Сейчас же мы хотим привлечь ваше внимание к другому аспекту этих транзакций – а почему, собственно, продают работающий и прибыльный (как все продавцы пишут) бизнес в не самом плохом в мире месте? Конечно, «Каждая семья несчастлива по-своему», - как писал классик и реальные причины мы вряд ли когда-нибудь узнаем, но попробуем подойти с точки зрения выявления общих закономерностей.
Первое, что бросается в глаза при изучении предложений – в основном продаются предприятия сферы услуг: салоны красоты, парикмахерские, торговые точки, бани-биллиарды, кафе-рестораны, кофейни, фастфуды и даже тренажёрные залы. По местоположению - как в центре, так и на окраинах, как в неспокойных районах, так и там, где об обстрелах знают только по рассказам. По размерам – от контейнера на рынке или продовольственного киоска до огромных торговых центров. По цене – от стоимости товара в киоске до нескольких миллионов долларов. По наличию истории – от уже давно существующих до недавно созданных.
Такое обилие предложения, с одной стороны, не может не радовать начинающего предпринимателя, но с другой – должно насторожить и внимательней отнестись к собственно коммерческому предложению. Почему продается прибыльный (как пишут практически все продавцы) бизнес? Неужели только в связи с переездом, как опять же практически все пишут в мотивировочной части продажи?
Основная причина, по нашему мнению, падение платежеспособного спроса в городе. То, что при других условиях, работало как часы, в существующих реалиях резко уменьшило доходную часть. Денежного потока на всех не хватает. Поэтому каждый покупатель бизнеса должен задуматься над собственной фишкой заведения, её маркетинговой особенностью, над тем почему покупатель (клиент) должен зайти и купить (получить услугу) именно в его магазине (заведении). Потому что просто увеличение заброса сети уже не проходит.
Ну а что если бизнес действительно прибыльный, а народ всё равно уезжает? А вот это уже проблема. Это уже звоночек. Кому писать не буду – сами поймут. Ведь уезжают те, кто обеспечивает денежный поток и с их отъездом он станет ещё меньше. И если причины отъездов не анализируются – это плохо. Очень плохо.