Репрезентативная система — это канал, через который человек получает информацию из окружающего мира. У каждого есть несколько различных способов репрезентации собственного опыта взаимодействия с миром. Есть несколько конкретных репрезентативных систем, которыми каждый из нас может воспользоваться для репрезентации собственного опыта.
У нас есть рецепторы, посредством которых мы соприкасаемся с миром — мы видим, мы слышим, мы ощущаем, мы обоняем, мы испытываем вкусовые ощущения. В придачу к этим сенсорным системам у нас есть еще языковая система, которую мы также применяем, чтобы сообщить собственный опыт.
Основные репрезентативные системы:
- Визуальная система опирается на зрительные образы, на то, что человек видит.
- Аудиальная репрезентативная система опирается на слуховой канал информации.
- Кинестетическая репрезентативная система опирается на такой канал информации, как осязание, чувства и ощущения.
- Дискретная или дигитальная репрезентативная система - это языковая система. Данная система является средством для описания опыта, полученного с помощью других репрезентативных систем с помощью слов.
Люди используют все доступные им репрезентативные системы для получения опыта, однако у каждого человека есть какая-то наиболее предпочтительная репрезентативная система. Кто-то может с просто закрыть глаза и представить картину дождя, но представить звук дождя или ощущение капли падающие на ладонь ему будет сложнее. А для кого-то другого не составит труда вспомнить запах розы, но не цвет.
Каждый человек обладает способностью воспринимать и хранить опыт в каждой из репрезентативных систем, но, тем не менее люди склонны отдавать предпочтение использованию одной их них. Эта система и является ведущей репрезентативной системой. В этой, предпочтительной системе, человек не только более склонен получать и передавать опыт, но и может различить в ней больше тонкостей и нюансов, чем в других.
Выбор репрезентативной системы : как ребенок познаёт мир вокруг себя?
Конечно же, ребенок воспринимает мир всеми органами чувств. Выбор предпочтительной репрезентативной системы начинается в 3-4 года.
Поскольку выбор репрезентативной системы сродни определению вкусовых пристрастий, разумно и полезно для ребенка наполнять его опыт равномерно во всех репрезентативных системах. Чем более полным будет этот ранний опыт и чем большее удовольствие будет доставлять ребенку получение этого опыта, тем более обширным и наполненным будет для ребенка мир, и тем шире будут его возможности.
Для родителя важно понимать: "Не надо бежать впереди паровоза" и пытаться определять ведущую репрезентативную систему там, где ее еще нет.
Предпочитаемая репрезентативная система - это не есть что-то неизменное, и уж тем более нет причин, чтобы использовать только эту репрезентативную систему, избегая других. Наоборот, для ребенка будет гораздо полезнее развивать и получать опыт во всех репрезентативных системах. А также иметь опыт перехода их одной репрезентативной системы в другую.
В более позднем возрасте, в период школьного обучения, чтобы успешно вести обучение и воспитание, взрослый должен представлять себе предпочтения ребенка – его способы воспринимать, перерабатывать и использовать материал. Если способ подачи информации, выбранный взрослым, совпадает с ведущей системой ребенка, он прекрасно справляется с материалом и хорошо его запоминает.