General Electric начал инвестировать в цифровую трансформацию еще в 2011 году, полностью изменив бизнес-модель. Продукты оснастили датчиками, была создана платформа для интернета-вещей. Компания получила положительную оценку прессы и клиентов. Однако что-то пошло не так. В частности, инвесторов испугала многолетняя стагнация акций компании, и они вынудили главного идеолога внедрения Digital подать в отставку.
И это далеко не единственный пример цифровых неудач:
- Digital Designer считался перспективный виртуальным конструктором, но компания Lego свернула инвестиции в проект.
- Гигант Nike закрыл цифровой проект трекера Nike+ Fuelband и вдвое сократил подразделение Digital.
- Компания Burberry еще не так давно заявляла, что вот-вот станет первым цифровым брендом класса «люкс».
- Акции концерна Ford стали падать, после значительных инвестиций в цифровые продукты.
Хорошо одно - эти примеры позволяют извлечь определенные уроки всем остальным. Главная проблема большинства инициатив – неверный расчёт окупаемости и чрезмерный энтузиазм, который изменил рациональному подходу. Когда-то мы уже наблюдали похожее развитие событий в сфере e-commerce, но в итоге компании выжили, учась на ошибках друг друга.
Автор книги Big Data at Work Томас Дейвенпорт выделяет 4 фактора, игнорирование которых и привели к провалам.
Цифровая трансформация - это не святая дорога спасения
Текущая популярность продуктов компании и общая бизнес-модель играет куда большую роль в привлечении новых инвесторов, и влияет на итоговые цифры годовой прибыли. Попытки цифровой трансформации – это сознательная стратегия работы на будущее. Она не спасет компанию от убытков и вряд ли в самое ближайшее время даст подняться над конкурентами, во всяком случае, в нынешних условиях.
Цифровая трансформация – это не подключение к розетке
Трансформация – это многоуровневый и многогранный процесс. Ее нельзя просто купить и подключить. Иногда для внедрения требуется перемещение производственных площадей и чистку всей IT-системы. Это означает, как минимум, большие инвестиции в создание новой инфраструктуры. А еще, взвешенные решений руководства, независимо от того, задействованы они в процессе или нет.
Цифровая трансформация – это не раз и навсегда
Нововведения требуют постоянной тактической коррекции. Прежде чем инвестировать в Digital, важно оценить готовность к этому отрасли, возможности конкурентов и потребности клиентов. Иногда требуется глобальный и широкий охват, а иногда – точечные решения.
Цифровая трансформация – это не манна небесная
Когда в компании дела идут не слишком хорошо, перспективы цифровой трансформации могут казаться прорывными. Часто это приводит к тому, что новые волнующие отношения разрушают надежную «семейную гавань», а это не всегда идет на пользу бизнесу. К примеру, сегодня очевидно, что магазины Sears нуждались в элементарном улучшении качества обслуживания гораздо сильнее, чем в новейших технологиях. Не поправив базис, они потеряли везде.
Итак, главный вывод, который можно сделать из примеров неудачных цифровых трансформаций: прежде чем начать двигаться, нужно знать пункт прибытия. Это позволит избежать ошибок ценой в миллионы долларов.