Найти тему
pacific war

И ещё раз про деньги

Если в заметке «Кораблики vs. танчики» я хотел показать насколько это дорогое удовольствие – военно-морской флот, то на этот раз попробуем разобраться, что именно было са­мым дорогим. А ещё попробуем сравнить это со стоимостью другой боевой тех­ни­ки и вооружения того периода. Но на этот раз будем действовать не в лоб, сра­в­ни­вая цены «за единицу», а применим относительный показатель, а именно цену «ус­ло­в­ной тонны» водоизмещения или массы. Все построенные или заложенные в меж­во­ен­ный период корабли мы на этот раз рассматривать не будем, а ог­ра­ни­чи­м­ся тремя ключевыми, этапными типами для каждого из основных классов ко­раб­лей. Для ориентировки по времени у каждого типа указан год принятия в состав флота головного корабля серии.

Огромный линкор типа «Айова»
Огромный линкор типа «Айова»

Усреднённые полные цены постройки кораблей данных типов я уже приводил, однако во­до­из­ме­ще­ние этих кораблей может показаться вам незнакомым и непривычным. В различных справочниках в подавляющем бо­ль­шин­с­т­ве случаев приводятся лишь «стандартное» (Standard, AKA Washington Displacement) и «полное» (Full Load или Deep Load) во­до­из­ме­ще­ние кораблей. Изредка можно встретить ещё и «нормальное» (Normal).

И скромный эсминец типа «Флетчер», при этом его «погонная тонна» стоила в три раза больше, чем у «Айовы».
И скромный эсминец типа «Флетчер», при этом его «погонная тонна» стоила в три раза больше, чем у «Айовы».

Однако все эти цифры включают в себя не только собственно корабль, но также и его экипаж, запасы продовольствия и пресной воды, воду для котлов, топливо для этих котлов и/или дизельных двигателей и дизель-генераторов, бензин для самолётов, смазочные материалы, плюс боекомплект (в ряде слу­ча­ев ещё и балласт) – только в разных соотношениях. А в нашем случае логичней будет использовать «порожнее» во­до­из­ме­ще­ние (Light Displacement или Light Ship) – более или менее «чистое» водоизмещение корпуса с надстройками, машинами, бро­нёй и во­о­ру­же­ни­ем, то есть приблизительный аналог пункта «масса пустого» (Empty Weight) для самолётов или танков.

-3
-4

В глаза бросаются две закономерности. Во-первых, непрерывное повышение цены этой самой «условной тонны» во­до­из­ме­ще­ния. Причём видно, что это вызвано не столько ростом водоизмещения кораблей, сколько удорожанием оборудования. В частности, с конца 1930-х годов начался (сначала на эсминцах, а затем и на более крупных кораблях) переход на новые более производительные и экономичные котлы со значительно увеличенными давлением и температурой (с 27,2 атм и 342°C до 38,5 атм 450°C), а также двухступенчатые турбины вместо одноступенчатых.

Это ожидаемо вело к удорожанию данных механизмов. Кроме того, входившие в строй начиная с 1942 г. корабли сразу получали значительно усиленное зенитное вооружение (а в случае эс­ми­н­цев и лёгких крейсеров – ещё раньше была усилено ещё и противолодочное вооружение), а также системы управления артиллерийским и зенитным огнём новых моделей и в большем количестве, не го­во­ря уж стоившей тогда просто космические деньги радарной технике.

-5

Ну а вторая закономерность – чем легче корабль, тем дороже его «условная тонна». Причины очевидны: у лёгких кораблей гораздо меньший процент водоизмещения приходится на сравнительно недорогие металлоконструкции корпуса и надстроек, соответственно повышается доля веса, приходящегося на гораздо более дорогие машины, вооружение и специальное обо­ру­до­ва­ние. Единственной загадкой лично для меня остаются ави­а­но­с­цы типа «Эссекс» – я так и не смог понять чем обусловлен аж трёхкратный по сравнению с предшественниками скачок в цене в их случае. Попробую с этим ещё разобраться.

-6

А теперь попробуем сравнить эти цифры а с аналогичными показателями другой боевой техники. Льщу себя на­де­ж­дой, что мне первому пришла в голову настолько бредовая идея – считать в погонных тоннах «Гаранды» и «Нордены» :) Це­ны на данную технику также являются усреднёнными, хотя в их случае динамика изменения выглядела с точность до на­о­бо­рот – танки и самолёты штамповались многотысячными сериями (а та же стрелковка вообще миллионными), и по мере оп­ти­ми­за­ции производства их цена значительно снижалась.

Бомбовый прицел «Норден» (по центру фотографии) в кокпите бомбардира тяжёлого бомбардировщика «Боинг» B-17 «Флайинг Фортресс»
Бомбовый прицел «Норден» (по центру фотографии) в кокпите бомбардира тяжёлого бомбардировщика «Боинг» B-17 «Флайинг Фортресс»

Так, например, прототип и предсерийные экземпляры пи­ки­ро­в­щи­ка SBD «Донтлесс» стоили около $85 000, а последние SBD-6, вышедшие из цехов «Дугласа» в 1944 г., обходились аме­ри­кан­с­кой казне уже в $29 000. Но рекордсменом в данном отношении скорей всего стали знаменитые радиолокационные взрыватели VT Mark 53 для 127-мм снарядов – их цена за период 1942-45 гг. сократилась с $732 за единицу на уровне прототипов до $18 в массовой серии, то есть в 40 раз!

-8

В общем, кораблики – они не такие уж и дорогие, по большому-то счёту. Они просто очень большие :)