Начало моих упражнений по взлёту и посадке пришлось на цветение сакуры. При взлёте с аэродрома Цукуба я видел прямо перед собой здание управления монополии, а перед ним цвели поистине прекрасные вишни...
В заметках про «Цветную команду» американских авианосцев я уже рассказывал, как на них появился такой важный элемент посадочных операций, как Посадочный сигнальщик (Landing Signal Officer, или сокращённо LSO), и для чего они вообще были нужны. И там же обещал со временем рассказать, как он работал и что означали его странные телодвижения. Каковые при ближайшем рассмотрении оказываются вполне логичными и, в большинстве случаев, даже «интуитивно понятными». На самом деле эти команды по большому...
Вероятно, с лёгкой руки Валентина Пикуля, написавшего когда-то о трагической судьбе каравана PQ-17, у отечественной публики возникло представление, что «Северные конвои», шедшие в годы войны из Шотландии и Исландии в Мурманск и Архангельск, были чуть не единственным каналом поставок в СССР по программе Ленд-лиза. На самом деле этих маршрутов было целых пять (не считая маршрутов переброски самолётов своим ходом) и арктический был далеко не основным. Его главным достоинством было то, что он был самым коротким...
Токудзи Иидзука (перевод с японского на английский: доктор Минору Кавамото) Продолжение, начало здесь. Что касается отношения к новобранцам, то в армии они жили в одной казарме со старослужащими, и там, конечно, была постоянная дедовщина. А у нас, в учебных частях морской авиации, курсанты младших курсов жили отдельно и практически не пересекались со старшими. Нам, конечно, периодически доставалось от инструкторов, но внутри самой группы ничего такого не было. Наши инструкторы были почти нашего возраста, максимум, года на 2-3 старше...
Содержание: Привычный сценарий | Появление версии | Сомнения и ответы Однако, ставшая на долгое время канонической схема с «отвлекающей Алеутской операцией» вызывала ряд вопросов: 1. Целесообразность. Основной целью Мидуэской операции был не сам захват этого атолла (насчёт которого у японцев были очень серьёзные сомнения в своей способности его впоследствии удержать – прежде всего из-за проблем со снабжением столь отдалённого форпоста), а вовлечение и уничтожение в генеральном сражении оставшихся сил Тихоокеанского флота США, прежде всего, авианосцев и линкоров...
Содержание: Привычный сценарий | Появление версии | Сомнения и ответы В составленном уже после войны аналитическом обзоре этой операции Императорского флота (написанном офицерами японского Генштаба в ряду других подобных работ, так называемых «Японских монографий») тактические и стратегические задачи «Операции AL» были просуммированы следующим образом: Японское вторжение на Алеуты задумывалось как фланговая операция для прикрытия наших сил в районе Мидуэя от возможной атаки с северного направления...
Содержание: Привычный сценарий | Появление версии | Сомнения и ответы 25-28 мая 1942 г. (здесь и далее время и даты приводятся по часовому поясу Мидуэя, Гринвич −12) четырнадцать оперативных соединений Японского Императорского флота покинули рейды и якорные стоянки военно-морских баз, разбросанных от Оминато в северной части острова Хонсю, до атолла Кваджалейн на Маршалловых островах. В течении этих четырёх дней в море вышло 11 линкоров, 8 авианосцев, 22 крейсера, 67 эсминцев, десятки тральщиков, транспортов и танкеров – всего 170 кораблей и судов...
В серии Рождение «Цветной команды» я уже рассказывал о том как зарождались и развивались технологии посадки самолётов на авианосец. А в этой короткой нарезке вы сможете посмотреть, как это выглядело вживую...
С первых дней Второй Мировой войны германские Кригсмарине начали борьбу за северную часть Атлантического океана. Их целью было перекрыть маршруты жизненно необходимых поставок из США в Великобританию, а затем и в Советский Союз. Однако затянувшуюся на 6 лет «войну за тоннаж» в конечном счёте выиграли союзники. И нисколько не умаляя подвига американских, британских и советских моряков и лётчиков, отправивших на дно 733 немецкие подлодки, надо сказать, что не менее важным был вклад в эту победу американской судостроительной промышленности...
Автор этих записок, Токудзи Иидзука, был пилотом-пикировщиком японской морской авиации. Он успел принять участие в войне в Китае, служил на авианосце «Акаги», затем Пёрл-Харбор и «полгода побед», закончившихся полным Мидуэем. Затем он побыл инструктором по лётной подготовке, «пастухом»-контролёром камикадзе, выводившим их на цели и докладывающим результаты их атак, а закончил свою карьеру лётчиком-испытателем новейших пикировщиков Императорского флота. Я давно хотел перевести эти мемуары. Они...
Содержание: Радиоперехват | Немного теории | Шифр JN-25 Новая японская шифросистема 海軍暗号書D (кайгун анго сё D – военно-морская кодовая книга D), названная американцами сначала просто «пятизначной», а затем получившая рабочее обозначение «JN-25» (т.е. «25-й японский военно-морской») была введена в Императорском японском флоте 1 июня 1939 г. и представляла собой двухуровневый шифр, где исходный текст сначала кодировался, а затем шифровался. При работе с этой шифросистемой использовались две основные книги: 1...
Содержание: Радиоперехват | Немного теории | Шифр JN-25 Начнём с терминов, так как, если в массовом сознании словá «код» и «шифр» являются практически синонимами, то в криптографии они означают очень разные понятия. И то, и другое – это замена буквы, цифры, слова, словосочетания и т. д. каким-либо другим символом или комбинацией символов, но принципиальная разница состоит в том, что в случае кода эта замена присходит на регулярной основе, тогда как в случае шифра один и тот же символ может заменяться каждый раз по-другому...