Введение
Обеспечение безопасности – это один из краеугольных камней управления объектов с массовым пребыванием людей. В пиковые дни в крупных торговых центрах может находиться одновременно десятки тысяч человек. Предотвращение и тушение возгорания обеспечивают, поддерживая в работе системы противопожарной защиты, проверяя пути эвакуации, проводя учебные эвакуации и т.д. Но при этом часто забывают про обучение действиям при пожаре, при эвакуации, при обнаружении подозрительного предмета, звонке с угрозой взрыва. В лучшем случае администрация ТРЦ проводит обучение для своих сотрудников, уведомляя арендаторов о том, что они обязаны самостоятельно обучать своих работников. Есть исключения, например, торговые центры МЕГА уже давно проводят программу обучения S3, по результатам успешного завершения которой выдают голографическую наклейку на бейдж, аналог постоянного пропуска. В ТРЦ "Аура" служба безопасности проводит часовые лекции для всех сотрудников арендаторов, кто получает новый пропуск. Но эти случаи скорее исключение из правила. А между тем работники арендаторов и подрядчиков, обслуживающих торговый центр (я говорю о клининговой компании, инженерной службе), составляют более 90% персонала, постоянно находящегося на объекте. Они могут предотвратить чрезвычайное происшествие, а также принимать корректные действия при тушении и эвакуации, помогая посетителям.
К основным препятствиям к обучению арендаторов и подрядчиков относятся:
1. Сложность организации
2. Недостаток штата для проведения занятий
3. Отсутствие закрепленной ответственности проводить обучение
Часть этих сложностей можно снять, если вместо очных лекций проводить удаленное обучение онлайн. Сейчас есть бесплатные онлайн платформы для обучения, одной из самых распространенных из них является Moodle.
Вообще Moodle - система управления курсами, Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Она бесплатна, доступна, легко настраивается, для неё есть десятки гайдов, пособий и инструкций. Более подробно написано у e-learning: функционал сервиса нисколько не уступает коммерческим аналогам. На сегодняшний день, Moodle является самой распространенной системой дистанционного образования на планете и установлена более, чем в 54 тысячах учебных заведений и компаний в 212 странах. Это доказывает качество системы, проверенное сотнями тысяч пользователей по всему миру. Широкий выбор серверного ПО, сервера баз данных, модулей и плагинов из распространяемых бесплатно.
Логика обучения построена следующим образом:
В системе можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Благодаря тому, что доступ к Moodle осуществляется через Интернет или другие сети, студенты не привязаны к конкретному месту и времени, могут двигаться по материалу в собственном темпе из любой части земного шара. Отпадает необходимость организации лекционного зала для арендаторов.
Установка и заполнение контентом
Скачать дистрибутив moodle можно с официального сайта moodle.org совершенно бесплатно. Подкупает простота установки и обновления системы. На официальном сайте доступна пошаговая инструкция по установке и настройке системы. Установить систему может даже не специалист в ИТ. Установка и настройка СДО moodle производиться за несколько часов.
Низкие системные требования к серверу, подойдет даже обычный офисный ПК (для небольшого количества одновременно работающих в системе). Свободное дисковое пространство – минимум 160 Мб. Дополнительно требуется пространство для хранения материалов дистанционных курсов и данных сотрудников. Оперативная память – минимум 256 Мб, рекомендуется 1 Гб. Ориентировочные расчеты показывают, что необходимо 1 Гб памяти для обеспечения стабильной работы 50 конкурентных пользователей.
Установку можно произвести как на веб-сервер, так на локальный ПК специалиста по обучению, тогда система будет доступна только в корпоративной сети. Развитая модульная архитектура позволяет легко расширять возможности Moodle. Возможность интеграции системы с другими программами и сервисами.
До окончания тестовой эксплуатации рекомендуется обходиться базовым функционалом СДО Moodle и избегать любых программных модификаций или установки нестандартных модулей. После тестового периода принять решение о переходе на другую LMS или масштабировать LMS moodle.
Наполнить систему контентом для ТРЦ не представляет большой сложности. Платформа Moodle имеет встроенные инструменты разработки электронных курсов, что дает возможность существенно снизить стоимость учебного контента. На первоначальном этапе можно подобрать материалы, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет. Далее уже разработать свой стандарт в оформлении и содержании курсов.
Электронный формат позволяет использовать в качестве «учебника» не только текст, но и интерактивные ресурсы любого формата от статьи в Википедии до видеоролика на YouTube. Все материалы курса хранятся в системе, их можно организовать с помощью ярлыков, тегов и гипертекстовых ссылок.
Важно сразу проработать жизненный цикл учетных записей пользователей СДО: регистрация и удаление, назначение и отписка с учебных курсов, передача итогов обучения. Если в организации уже внедрены информационные системы со списками сотрудников арендаторов, подрядчиков, то можно выполнить интеграция с ними.
Доступ на обучающий портал арендатора, работника
Практически во всех серьезных ТРЦ службой безопасности контролируется доступ на объект. При этом момент появления нового сотрудника и получения им пропуска может быть использовано, как повод, для организации его обучения. Арендатор подал заявку на пропуск и получает ссылку, вместе с логином на портал.
Кстати из приятных дополнений, обучение можно проводить с телефона.
Помимо этого нужно донести до арендаторов и сотрудников необходимость обучения. Для этого подойдет собрание с менеджерами арендаторов, информационное письмо. Лучше подкрепить это выпуском соответствующего приказа.
Обучение онлайн
Изучение материалов занимает в среднем от 30 минут до часа на один модуль. Оно включает видеоурок (можно использовать вложение с сервисов youtube), текстовый материал с иллюстрациями.
При этом не обязательно ограничиваться только пожарной безопасностью. Раз уж выпала возможность (не исключено, что единственная) донести информацию до работника арендатора, а не только до его руководства – то надо использовать её на все 100%. Например: вооруженное ограбление в ТРЦ, попытка расплаты фальшивыми купюрами, правила торгового центра, угроза взрыва, правила доставки товаров и т.д.
После изучение материалов, предлагается тестирование для закрепления знаний и контроля их усвоения.
Тестирование
При тестировании мы руководствовались следующими принципами:
• Ограничение по времени
• Случайные вопросы по теме из банка вопросов
• Случайный порядок вариантов ответов
• Возможность выбора нескольких вариантов ответов
• Возможность свободной формы ответа
• Гибкая система оценки
• Самоконтроль при прохождении курса
• Возможность пройти тест повторно
• Весь учебный процесс фиксируется в административной части системы
Сам тест состоит из 11 вопросов, который выбираются из 200 загруженных. Прохождение теста занимает минут 10-15.
Moodle создает и хранит портфолио каждого проходящего тест и изучающего материал: все сданные им работы, оценки, сообщения в форуме. Позволяет контролировать «посещаемость» – активность "студентов", время их учебной работы в сети.
В итоге менеджер по арендаторам, или по безопасности может собирать статистику по "студентам": кто что прочитал, какие оценки по тестам получил. Таким образом, понять, насколько те, или иные сотрудники разобрались в теме, и с учетом этого принять решение о выдаче пропуска, или направления на повторный инструктаж.
Подводя итог...
В результате у нас есть готовая система обучения не требующая отчислений на лицензию установленная и с минимальными расходами. Открытый программный код дает возможность дорабатывать СДО и адаптировать ее под специфику задач вашей компании. Можно также внедрять в систему электронные курсы от разных разработчиков, а разработанные курсы легко импортируются в другие LMS. Система позволяет также и добавлять новые курсы, темы, вопросы тестирования.
Итак поставленная задача достигнута и теперь все работники торгового центра (сотрудники УК, персонал клининга и подрядчиков, арендаторы) умеют, знают и владеют навыками действий в чрезвычайных ситуациях: пожар, угроза бомбы, ограбление и т.д.