Найти тему
Умная Касса

10 трендов кассового рынка

Оглавление

Кассовая реформа, старт которой был дан в 2016 году принятием поправок в 54-ФЗ, послужила мощным толчком для развития рынка контрольно-кассовой техники. В рост пошли все его составляющие — производство самих онлайн-касс, разработка программного обеспечения для них и сопутствующие сервисы. В 2018 году, на втором этапе реформы,число пользователей касс пополнится многочисленными «новичками» — теми, кто ранее имел право работать без применения ККТ. Как это отразится на рынке? Новые вызовы и возможности мы описали в десяти ключевых тенденциях.

Тренд 1. Снижение среднего чека

Новые покупатели облюбовали сегмент бюджетной техники — прежде всего, «автономки»* стоимостью до 15 тыс. рублей и более функциональные решения до 25 тыс. рублей. Именно здесь будет обостряться конкуренция среди производителей, что приведёт к снижению среднего чека как на сами устройства, так и на сопутствующие услуги, связанные с интеграцией, поста новкой на учёт, техническим обслуживанием и т. д. Это, в свою очередь, станет триггером для снижения цен на рынке кассового программного обеспечения. Некоторые «софтовики», вероятно, полностью отменят плату за подписку на свои продукты и переключатся на новые модели монетизации. Как один из вариантов — начнут продавать лицензии на кассовое программное обеспечение производителям «железа» (что для конечного потребителя может отразиться в виде небольшого роста стоимости оборудования). Другая возможная модель — когда базовый полнофункциональный кассовый софт бесплатен, пользователь оплачивает только сервисную поддержку и специфические задачи, например, сложные интеграции с бэк-офисом, банками, сервисами отчётности, предоставляемой контролирующим органам.

Олег Сушков, руководитель направления развития облачного ритейла МТС
В этом году продажи комплексных решений «МТС Касса» запущены в розничных салонах МТС по всей стране. Купить устройство с комплектующими и пользоваться им так же легко, как смартфоном. Наши клиенты могут как купить кассу в розничном салоне, так и заказать её на сайте с бесплатной доставкой практически по всей стране. Комплексное решение, состоящее из кассового терминала, облачной товароучётной системы, услуги оператора фискальных данных (ОФД) и контракта на связь, сейчас стоит 18 900 рублей. Плата за связь, услуги ОФД и товароучётное программное обеспечение обнулена до 1 июля 2018 года. «МТС Кассу» можно купить в рассрочку, а затем и вовсе вернуть почти 100% стоимости (до 18 000 руб) через налоговый вычет.

Тренд 2. Новые каналы продаж

Обострение конкуренции подстегнёт также появление новых каналов продаж. Ранее до 80% продаж кассовых решений приходилось на лицензированные центры технического обслуживания (ЦТО). Наличие договора на сервисное обслуживание с ЦТО для пользователей касс было обязательным. Без проверки, тестирования и соответствующей отметки кассовую технику нельзя было поставить на учёт в налоговом органе. С 2017 года порядок регистрации касс изменился, и теперь заключать договор с ЦТО необязательно. Это значительно пошатнуло конкурентные позиции лицензированных центров. Вместе с тем за продажи кассовой техники взялись игроки из смежных ниш: ритейл, банки, компании, занимающиеся сдачей электронной отчётности, мобильные операторы. К концу 2018 года онлайн-кассы будут активно продаваться через интернет, салоны сотовой связи, магазины бытовой техники и электроники и другие новые каналы.

Тренд 3. Кассы продолжат «умнеть»

2018 год будет богат на изобретательные коллаборации производителей кассового «железа», разработчиков софта и различных компаний из смежных рынков — банков, эквайринг-операторов, сервисов бизнес-аналитики и т. д. В результате такого сближения игроков формируется экосистема из «бесшовно» интегрированных между собой решений. Касса перестаёт быть всего лишь аппаратом для приёма денег и инструментом для передачи данных о транзакциях налоговикам. Кассы обрастают опциями, которые предприниматели смогут использовать для повышения эффективности своих бизнес-процессов. Особой популярностью будут пользоваться возможности кассы, способные напрямую влиять на выручку торговой точки. Такие, например, как эквайринг на кассе (приём банковских карт без терминала), привлечение покупателей в торговую точку (в том числе лидогенерация, интегрированная с онлайном), услуги по POS-кредитованию с помощью одного лишь кассового аппарата, кредитование под торговый оборот. Кроме того, бурное развитие получат решения, использующие big data, а также предполагающие интеграцию с бухгалтерскими, складскими и иными сервисами учёта. Стоит оговориться, что на массовый рынок они не выйдут, поскольку требуют большой кастомизации под запросы клиента (например, специфический интерфейс для курьера) и не оказывают прямого влияния на рост продаж.

Касса становится гаджетом наподобие смартфона, на который владелец может ставить полезные приложения

Первые «умные» решения появятся и в сегменте простых и дешёвых устройств — а на них, по нашим оценкам, будет приходиться до 50% продаж. Показателен пример компании «Атол», которая в марте 2018 года вывела на российский рынок устройство «Атол 91Ф». Это касса нового типа (такие устройства получили название «ньюджеры», от англ. newgeneration — «новое поколение») для микро- и малого бизнеса, дающая возможность автоматизировать простейшие процессы, например, удалённо работать с каталогом товаров, анализировать выручку и активность покупателей. По сути, ньюджер — это та же «автономка», но с расширенным функционалом. Число бюджетных устройств, простых в использовании и с дополнительными функциями (личным кабинетом, аналитикой продаж), в дальнейшем будет расти.

Антон Никеров, директор по работе с ключевыми клиентами компании «Эвотор»:
Мы видим, что рынок движется в на правлении негабаритных устройств с большим функционалом. Кассовые производители всё чаще выводят компактные решения, и многие предприниматели уже поняли их преимущества. Современная онлайн-касса перестала быть просто железной коробкой, регистрирующей продажи,— это полноценный инструмент анализа и управления бизнесом, гаджет в магазине или сфере услуг, который можно интегрировать с другими сервисами для предпринимателей. Если говорить о будущем «автономок», то можно провести параллель, где автономные кассы — аналог кнопочных телефонов, а умные кассы — смартфонов.Чтобы установить на кнопочный телефон новую игру, нужно было сменить телефон. С кассами история похожа. «Автономки» станут чуть умнее, но всё равно проиграют умным кассам, потому что у бизнеса стали выше потребности, он нуждается в комплексных решениях своих задач. Кнопочные кассы, как и телефоны, будут постепенно уходить в прошлое. Тем более что разница в цене практически не ощутима. Зачем пользоваться упрощённым устройством за те же деньги, если есть настоящие помощники в ведении бизнеса?»

Тренд 4. Новые условия приобретения касс

Поскольку спрос на рынке смещается в сторону бюджетных решений, а средний чек падает, продавцы устройств будут пытаться стимулировать покупку более дорогих устройств причём воздействуя на покупателей неценовыми методами. Уже сегодня многие из них смягчают условия приобретения кассовой техники, стараясь сделать её более доступной для широкого круга покупателей. Например, «ЮниКредит Банк» дотирует приобретение онлайн-касс своим новым клиентам из числа малого и среднего бизнеса. «Модульбанк» предлагает оформить ежемесячную подписку на пользование кассой (своеобразный вариант лизинга). Многие игроки объединяют свои услуги в пакетные предложения — в частности, практически все уже включают в цену кассы или кассового софта услуги оператора фискальных данных. Эксперименты с допродажами и кросс-продажами будут лишь множиться. И, наконец, в 2018 году кассовые аппараты всё чаще будут предоставляться «довеском» к более дорогому сервису. Давно распространена Нормой на кассовом рынке становятся пакетные предложения: в цену аппарата включают софт, услуги ОФД и др. практика предоставления кассы в субаренду вместе с лицензией на торговлю алкоголем. Вероятнее всего, та же модель получит ход при продаже табачных изделий и в иных специфических сегментах розничной торговли.

Андрей Ваничев, генеральный директор компании «МодульКасса» (проект «Модульбанка»):
Средняя цена кассы на рынке — 18–20 тыс. рублей. А теперь представьте, что небольшой компании нужна не одна касса, а сразу несколько. Или что вы пока только запускаете свой бизнес и ещё не знаете, «взлетит» ли он. А может быть, вы занимаетесь сезонной торговлей и касса вам нужна только один или три месяца в году. Во всех этих случаях покупать кассу нецелесообразно. Поэтому мы и запустили свою схему работы с кассой в аренду. Клиент приобретает только фискальный накопитель, а саму кассу арендует на нужное ему время, при этом он просто платит небольшую ежемесячную плату (оформляет «подписку») в размере 2,5 тыс. рублей без скрытых доплат за обслуживание или ремонт. Через полгода после запуска арендной модели касс в «Модульбанке» аналогичную схему, кстати, предложил и «Эвотор» совместно со Сбербанком. Это говорит о том, что такая модель действительно эффективна и востребована у потребителя. По-своему, думаю, скоро решат проблему доступности касс и франчайзинговые компании. Они могут предоставлять кассы своим клиентам / партнёрам в обмен на выполнение плана продаж. Касса в аренду стоит не более 2–3 тыс. рублей в месяц за самый «продвинутый аппарат», и его вполне можно предоставлять своим партнёрам (франчайзи или тем, кто продаёт вашу продукцию) и списывать эти деньги как маркетинговые. Получается хороший инструмент мотивации, да и владелец торговой точки наверняка оценит такую заботу о себе.»

Тренд 5. Новые классы/новые устройства

Первая волна новых устройств от различных производителей уже достигла рынка в феврале-апреле 2018 года. Большинство новых моделей — дешёвые аналоги компактного мобильного терминала MSPOS-K (продажами этого устройства сейчас занимаются одновременно МТС Касса и МодульКасса), отличающиеся от прообраза и друг от друга незначительными вариациями. Цикл разработки, производства и сертификации на рынке ККТ составляет в среднем 6–12 месяцев, поэтому ожидать появления принципиально новых по форм-фактору устройств стоит к осени-зиме 2018 года.

Рынок пребывает в ожидании новых моделей касс с встроенной банковской частью. Такие решения появятся на рынке не раньше лета 2019 года, учитывая цикл разработки и сертификации

Впрочем, крупные производители — «Атол», «Штрих», «КристаллСервис» (бренд «Дримкас») — работают на опережение: их ресурсы позволяют вводить в реестр сразу несколько новых решений, не оглядываясь на текущий спрос, а формируя его. Тем не менее долгожданные решения с встроенной банковской частью появятся на рынке не раньше будущего лета — их производство является капитало- и трудоёмким, а игроков, способных провести сертификацию устройства и интегрировать его с банками, крайне мало.

Тренд 6. Налоговые вычеты

Поправки к Налоговому кодексу РФ ввели с 1 января 2018 года особые льготы для индивидуальных предпринимателей на ЕНВД и ПСН — налоговый вычет на приобретение первой кассы (до 18 тыс. рублей на одну единицу ККТ). Производители и продавцы немедленно стали использовать возможность вернуть деньги за покупку кассы в качестве лейтмотива для рекламных акций. Между тем, чтобы претендовать на налоговый вычет, нужно вдумчиво вчитаться в формулировки закона и соблюсти его требования. В частности, если вы владеете небольшим магазином или кафе, вам необходимо не просто купить, но поставить на учёт в налоговых органах свои кассы в срок до 1 июля 2018 года (контролироваться будет дата постановки на учёт и проведения первого чека). Если вы ведёте бизнес вне сектора розничной торговли и общепита, кассы нужно зарегистрировать до 1 июля 2019 года. Временные рамки введены законотворцами специально, чтобы избежать прошлогодней ситуации, когда многие предприниматели покупали кассы как «обереги» от ФНС — и ставили их на учёт не в момент получения, а лишь когда фискалы нагрянут с проверкой.

Антон Никеров,директор по работе с ключевыми клиентами компании «Эвотор»:
В этом году мы уже вывели на рынок новый «Эвотор 5» мобильную онлайн-кассу с пятидюймовым экраном. Модель стала четвёртой в линейке терминалов «Эвотор». Нам удалось закрыть потребности практически всех типов клиентов на рынке: в сегменте HoReCa востребовано решение с 10-дюймовым экраном, а есть и универсальное решение с экраном в 7 дюймов, которое подойдёт практически для любого бизнеса.

Тренд 7. Эквайринг — в массы

По данным прошлогоднего исследования Mastercard, 26% россиян предпочитают не пользоваться наличкой, а 72% хотя бы раз в неделю расплачиваются картой. Использование эквайринга вовсе не освобождает предпринимателя от применения онлайн-касс при приёме платежей: приходится ставить кассу, подключать к ней эквайринг и докупать пин-терминал. На стыке этих сегментов появляются новые решения, призванные упростить бизнес-процессы субъектам МСБ. Например, Сбербанк предложил свою линейку бюджетных смарт-терминалов, подключаемых к телефону, а также показал свою технологию «бестерминального» эквайринга, основанного на платежах по QR. С аналогичными предложениями, очевидно, вскоре выйдут другие игроки как банковского, так и смежных секторов (в частности, разнообразные «электронные кошельки»).

Андрей Ваничев, генеральный директор компании «МодульКасса» (проект «Модульбанка»):
Продавцам-кассирам удобнее, когда к кассе подключён платёжный терминал для эквайринга, да и обходится интегрированный вариант дешевле отдельно взятых девайсов. А для нас как банка клиент, поставивший такую кассу, становится «понятнее». Появляется возможность видеть все его денежные потоки,— а значит, можно его финансировать, предоставлять технику, выстраивать сотрудничество надолго.»

Тренд 8. Дефицита фискальных накопителей не будет

В начале 2017 года кассовый рынок столкнулся с острой нехваткой фискальных накопителей. Приобрести их можно было лишь у одного поставщика — по завышенной цене. А без этого элемента начать работу с онлайн-кассой, как известно, невозможно. О том, что дефицит накопителей удалось победить, в Госдуме отчитались ещё прошлой весной. На практике жалобы на их нехватку продолжались почти весь год. В 2018 году, похоже, скандальная история всё же не повторится. Все более или менее крупные производители и дистрибьюторы сделали выводы и позаботились о заказе накопителей загодя — за 3–4 месяца до ожидаемого в конце весны всплеска спроса. Впрочем, в небольших ЦТО, где пренебрегли формированием необходимых запасов, нехватка накопителей может возникнуть снова.

Тренд 9. Приложения для автоматизации бизнеса

В первой половине 2018 года окончательно сформируется отдельный класс программных решений для онлайн-касс бизнес-приложений, призванных помочь пользователям кассовой техники в каждодневной работе. Такие приложения будут использовать кассы и другие информационные системы в компании как источник информации. Начав с приложений для контроля за выручкой и продажами, разработчики постепенно будут расширять функционал касс дополнительными опциями, ранее доступными лишь крупным промышленным предприятиям. Например, системами контроля за персоналом, остатками, закупками, мессенджерами для постановки задач кассиру и др. Поскольку каждому бизнесу для работы нужно что‑то своё, владелец точки сам решает, какое приложение использовать. Иными словами, появится возможность кастомизировать кассу под свой бизнес — точно так же, как вы кастомизируете свой смартфон, устанавливая на него нужные приложения. Стоит ожидать, что пионерами в разработке кассовых приложений будут операторы фискальных данных, затем в тренд встроятся производители кассового софта и «железа» и игроки из смежных сервисных рынков.

Антон Никеров, директор по работе с ключевыми клиентами компании «Эвотор»:
Мы уделяем большое внимание развитию нашего магазина приложений — каталога сервисов для малого бизнеса, интегрированных с нашей онлайн-кассой, значительно расширяющей его возможности. Сейчас в магазине более 200 сервисов, как платных, так и бесплатных.

Олег Сушков, руководитель направления развития облачного ритейла МТС:
Развитие облачного ритейла является одним из приоритетных для МТС — особенно в связи с выходом компании на рынок прикладного облачного программного обеспечения. Компания в прошлом году приобрела разработчика ПО LiteBox. Дочерняя структура — системный интегратор «ЭнвижнГруп» — получила аккредитацию на работу в качестве ОФД. Это позволило нам предложить рынку комплексное решение, состоящее из кассового терминала, облачной товароучётной системы, услуги ОФД и контракта на связь.

Тренд 10. Проблемы безопасности

Тотальное «поумнение» касс приковывает внимание не только потребителей, которые рассчитывают выиграть от автоматизации своих бизнес-процессов, но и злоумышленников. Большинство смарт-касс работают на Android и других широко распространённых операционных системах; они, безусловно, поддаются взлому. Правда, выгоды для киберпреступников от такой атаки сомнительны. Данные о ежедневных транзакциях мелкой розничной точки, полученные таким образом, вряд ли имеют большую коммерческую ценность.

Онлайн-кассы рано или поздно станут объектом посягательства киберпреступников и хакеров. Вопросы кибербезопасности по мере «поумнения» касс будут приобретать все большую остроту

Гипотетически можно представить себе ситуацию, когда хакеры дистанционно блокируют кассу и требуют выкуп за её разблокировку. Взлом следующего уровня — подделка платёжных реквизитов при безналичной оплате (больше всего «дыр» в безопасности образуется при оплате по QR). И, наконец, мошенники могут по телефону или иным способом постараться убедить кассира совершить то или иное действие с кассой или платёжным терминалом. Например, притвориться сотрудником сервисного центра и попросить перевести деньги в качестве «теста». Решения с закрытыми системами для установки приложений («Эвотор», «МодульКасса», «Дримкас») защищены лучше, чем системы, разрешающие установку приложений из открытых источников. Владельцам бизнеса стоит задуматься о проведении специальных тренингов для кассиров, чтобы предотвратить возможные атаки мошенников.