Дравиди́йские языки́ (дравидские языки) — семья языков на территории Южноазиатского (Индийского) субконтинента. Распространены главным образом в Индии, особенно в южной её части, а также в Пакистане, южном Афганистане, восточном Иране (язык брахуи), частично в Шри-Ланке, странах Юго-Восточной Азии, на островах Индийского и Тихого океанов и в Южной Африке.
Общая численность говорящих на 85 дравидийских языках превышает 200 млн человек, свыше 95 % из них пользуются четырьмя языками: телугу, тамильским языком, каннада и малаялам.
Классификация
северо-западная группа
- брауи (брагуи, брахуи)
- северо-восточная группа
- курух
- малто
- центральная группа
- гадаба
- колами
- найки
- парджи
- гондванская группа
- гонди
- конда
- куви
- куи
- манда
- пенго
- юго-восточная группа
- телугу
- юго-западная группа
- тулу
- южная группа
- каннара или каннада
- кодагу
- кота
- малаялам
- тамильский
- тода
Некоторые дравидийские языки (ерукала, кайкади, курумба, беллари, корага и др.) изучены слабо, и принадлежность их к той или иной группе не определена. Общее число говорящих на дравидийских языках в настоящее время превышает 200 млн человек, причём свыше 90 % из этого числа приходится на «большую дравидийскую четвёрку» — языки телугу, тамильский, малаялам и каннада, которые имеют более чем тысячелетние письменные и литературные традиции (самые ранние тамильские памятники датируются II—I вв. до н. э.) и статус официальных языков южноиндийских штатов Андхра-Прадеш, Тамилнад, Керала и Карнатака соответственно.
История
В древности дравидоязычные племена были широко распространены на территории от Персидского (Элам) до Бенгальского залива, на севере доходя до юго-западных регионов Средней Азии. Причём их прародиной была территория Ирана. К числу дравидийских относят также эламский язык (брауи при этом представляется промежуточным звеном между эламским и остальными дравидийскими) и, с несколько меньшей долей уверенности (в связи с худшим состоянием дешифровки сохранившихся памятников), язык «протоиндийских» культур Мохенджо-Даро и Хараппа в долине Инда (см. Письменность долины Инда). Однако по последним исследованиям Георгия Старостина, эламский язык не находится в близком родстве с дравидскими, а, возможно, является связующим звеном между ностратическими и афразийскими языками.
Родство с другими семьями
Дравидийские языки не находятся в близком родстве с основной массой языков северной Индии (хинди, бенгали, пенджаби и др.). Эти последние относятся к индоевропейской семье и проникли на территорию Индии в сравнительно позднее время, вероятно, во II тысячелетии до н. э.
Выдвигалось много предположений о том, что носители дравидийских языков были изначальными обитателями Индии, создателями цивилизации долины реки Инд, развившими также мифологическую систему, лёгшую в основу индуизма, вероятно также, что дравидийские языки были распространены на территории всего Индостана и значительном протяжении Иранского нагорья, оказав влияние и на прото-индоевропейский язык. Однако большинство гипотез в этой области на настоящее время остаются предметом научных споров. В любом случае, наиболее вероятным представляется сценарий, по которому дравиды появились на территории Индийского субконтинента раньше индоевропейцев, но позже живущих там же носителей австроазиатских языков, принадлежавших австралоидной расе, кому индийцы, и особенно дравиды, обязаны распространённостью среди них тёмного цвета кожи.
Из числа гипотез о внешних генетических связях дравидийских языков наиболее убедительной считается выдвинутая ещё в XIX Р. Колдуэллом гипотеза о связи их с уральскими языками.
В соответствии с ностратической гипотезой о дальнем родстве языковых семей Евразии, дравидийские языки входят в ностратическую макросемью вместе с индоевропейскими, афразийскими, картвельскими, уральскими и алтайскими языками. Данная позиция, однако, была подвергнута критике различными специалистами, считается весьма спорной и её выводы не принимаются многими компаративистами, которые рассматривают теорию ностратических языков либо как, в худшем случае, полностью ошибочную или как, в лучшем случае, просто неубедительную.