Не раз в центре нашего внимания оказывалась удивительная страна Собяния. Столица нашей Родины, которая и есть страна Собяния в самом прямом смысле этого слова, имеет огромное количество разных управляющих и руководящих органов.
Это очень чувствительный организм, и Сергей Семёнович Собянин позаботился о том, чтобы отлаженный механизм работал без малейших нареканий. Говоря проще, в каждое из доступных кресел назначил по «правильному» человеку.
Только вот человек, правильный с точки зрения и понимания Собянина – это такой же энтузиаст по бордюрному граниту, как и сам градоначальник. Мы уже разбирали по косточкам одного из самых «громких» в плане имени помощников Собянина, руководителя департамента Москвы Максима Ликсутова.
Но на Ликсутове свет не сошёлся клином – в Москве удивительное множество департаментов, в каждом из которых есть руководитель, его заместители, заместители их заместителей и полная пищевая цепочка российской бюрократии.
Сегодня мы упомянем главу московского департамента финансов – главного денежного органа столицы. Управляет этим органом Елена Юрьевна Зяббарова, биография которой на первый взгляд показалась нам ничем не примечательной. Но после мы окинули её вторым, более пристальным взглядом, и нашли кое-что интересное. Собянин, как мы сказали раньше, ответственно подходит к своим кадрам.
Финансы Елены Заббаровой: «путинская сотня» и MBA
Нас озадачило даже не то, что Елена Юрьевна Зяббарова включена в кадровый резерв Владимира Путина, нет. Это как раз логично и последовательно.
Вот вам карьерный путь чиновницы: она родилась в Казани, окончила там же школу с золотой медалью, получила там же высшее образование по финансам и кредиту. Красный диплом Казанского финансово-экономического института Зяббарова получила в 1992 году, а спустя 20 лет, в 2012, она получила степень MBA в… американском Colorado State University.
Мы ничего не имеем против качественного иностранного образования, только вот с чем была связана такая тяга к знаниям, тем более, что хоть мы и не порицаем американских дипломов, их в обязательном порядке порицают во властных структурах. Особенно если разговор о «Единой России».
Говоря о карьере: весь путь был пройден Зяббаровой в госорганах. Начинала работу она сразу после вуза в качестве специалиста отдела бюджета финансового управления администрации города Казани.
В столице Татарстана, в администрации Елена Зяббарова проработала десять лет, пройдя путь до начальника отдела. В 2002 году, всего на полгода, и января по июнь, Елена Юрьевна заняла должность начальника отдела совершенствования бюджетной политики Министерства финансов Татарстана.
Казалось бы, за такой прогрессивный и трудоёмкий карьерный путь чиновницу надо хвалить, и допускается, что у неё имелись заслуги перед страной и перед республикой Татарстан… Но о сопутствующей деятельности Зяббаровой, следовавшей в то же время, что она вела работу чиновника и когда происходило её становление, мы поговорим немного позже.
В июне 2002 года Елена Зяббарова заняла пост замминистра финансов Татарстана. В этой должности она пробыла девять лет, и в 2011 году перебралась в Москву. Через год, напомним, она получила американский диплом.
Сначала она работала замруководителя Департамента финансов столицы, после, с 2012 – первым замруководителя, а с 2013 года стала непосредственно руководителем.
К слову, в «путинской сотне» Елена Зяббарова присутствует аж с 2010 года. Тем не менее, эксперты склонны считать основным фактором такого ускоренного движения по карьерной лестнице (три должности в Москве за три года) сильную татарскую диаспору в чиновничьих рядах в столице.
Об этом говорят многие политологи, утверждая, что Рустам Минниханов умело выстроил грамотное лобби Татарстана в федеральной повестке как раз благодаря «запуску» своих чиновников наверх. Это можно в полной мере назвать «татарским подходом», потому что на каждую инициативу, по слухам, уже есть чиновник из Татарстана, готовый это интересно обыграть и подать.
Главная функция чиновников из республики и их главный инструмент – просто маячить перед глазами влиятельных москвичей. Выходит, что позицию и мнение о чрезвычайной успешности таких кадров можно частично аннулировать, ведь в основе лежит случай и «красивые глаза».
Велика вероятность, что Зяббарова – это просто часть договорённости между Собяниным и Миннихановым, особенно учитывая, что ещё совсем недавно Сергей Семенович имел если не президентские, то по крайней мере, премьерские амбиции. Укрепление своих позиций путём выстраивания диалога с губернатором Татарстана – первым в рейтинге до недавнего времени, это разумный шаг для Собянина. Тем более, что татарская диаспора в Москве сильна.
В правительстве Москвы, да и в российском, успели отметиться: Гульназ Кадырова, Медведев двигает её замминистра промышленности и торговли России, Владимир Леонов, чиновник из Татарстана, назначенный помощником Игоря Шувалова и курирующий подготовку России к Чемпионату мира по футболу, Айрат Фаррахов, замминистра Минздрава, работающий в экономическом блоке, но наживший там конфликты. Список можно продолжать и далее – просто для понимания, как силён Татарстан в федеральной власти. Стоит ли подмечать, что Зяббарова, по большому счёту, лишь звено в цепи, причём не самое сильное, судя по её позиции.
Бизнес чиновницы Елены Зяббаровой: стандартный расклад?
Ранее мы освещали формирование нового кабмина Дмитрия Медведева, куда на пост министра сельского хозяйства идёт опальный, отправленный регионы, и теперь вновь возвращённый Алексей Гордеев. Который, к тому же, займёт ещё и пост вице-премьера.
Сейчас мы вспоминаем его не просто так – в публикации мы назвали его довольно «серым» персонажем, потому как его путь совершенно обезличенный. Там вскрылись и крышевания полиции на местах, и взятки, и использование властных рычагов давления в бизнесе. Для любого уважающего себя чиновника, пускай и в России, это пороки низшего порядка. Не то, чтобы мы стремились упрекнуть в блеклости коррупционных проявлений и вспышек, но методы для персонажа такого масштаба просто позорны.
Любые успехи на госслужбе, если они и есть, хотя они не доказаны и лишь витают в воздухе, так или иначе нивелируются порочным кругом подконтрольного бизнеса на госзаказах и откатах.
Чиновникам не просто так не разрешается владеть и руководить бизнесом, в их руках сосредоточены инструменты давления на конкурентов. Столкновение интересов, которое попросту приводит к монополии. И вот, за чем замечена Елена Зяббарова и её супруг:
Хоть весь бизнес, согласно реестру, уже давным-давно на супруге Елены, тем не менее по старой памяти татарстанских коллег у самой Елены Юрьевны имелись и свои интересы в тех же самых делах и тех же самых предприятиях.
Интересы эти выявляются несложно, потому как в отличие от более скромных чиновников, которые, владея бизнесом, стараются не хапать огромные господряды, а то и вовсе перенаправляют всё добытое куда-нибудь на Кипр или на Виргинские острова, Зяббаровы складывают свои деньги у всех на виду:
При этом сам Марат Азатович Зяббаров – тоже чиновник, и является главой Буинского муниципального района республики Татарстан. И вот пожалуйста – закупок на 20,4 миллиона рублей.
Как и в случае с кубанскими аграриями, которых мы вспоминали раньше, татарстанские чиновники предпочитают держать закрома на родине. Ежели кому показалось мало этих раскладов, то в распоряжении Марата Азатовича до недавнего времени был самый настоящий племзавод. Разумеется, тоже в Татарстане.
ОАО «Племзавод «Бирюлинский» прекратило своё существование. Казалось бы, чиновничья чета одумалась и решила отказаться от владения частным бизнесом, раз уж им выпала честь представлять Россию, а Елене Юрьевне ещё и на федеральном уровне. Только вот как бы ни так – на деле же структура была просто реорганизована, а супруг московской чиновницы решил меньше отсвечивать лицом в её руководстве.
Довольно преуспевающее ЗАО «Бирюли» имеет и высокую стоимость, и хорошую выручку, и даже солидную прибыль. Только вот директор и собственники там уже другие, но конечного бенефициара мы и так знаем – вряд ли для Марата Азатовича Зяббарова многое поменялось после вынужденного ребрендинга в 2006 году.
Более того, можно говорить уверенно, что ничего не поменялось – ведь неспроста организация получает массу госзаказов. Общая сумма подрядов составляет 42 миллиона рублей, и эти цифры можно смело плюсовать к тем 20, что взял на себя районный совет.
В семье Зяббаровых получилось интересное устройство: муж на родине зарабатывает деньги, пока жена в Москве строит карьеру. Звучит как нечто, подобное обычной российской семье, только с уклоном в матриархат. На самом же деле понятно, что Елена Юрьевна – больше элемент политической игры и политических торгов, нежели реальный кадр путинского резерва.
Впрочем, кто ещё нужен российским лидерам, кроме скромных и покорных владельцев племзаводов. А за эти самые скромность и покорность и владельцам заводов воздастся сторицей.