Найти тему
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

Байки времен Великой отечественной войны

Наши танки сильнее немецких…

    41-й год. Наш КВ-1 заглох на нейтральной полосе. Немцы долго стучали по броне, предлагали экипажу сдаться, но тот отказался. Тогда немцы зацепили КВ (Климент Ворошилов) двумя своими легкими танками, чтобы оттащить наш танк в свое расположение, и там без помех вскрыть.
    Расчет оказался не совсем верным. Когда они начали буксировку, наш танк завелся (видимо, имел место «запуск с толкача») и потащил немецкие танки в наше расположение.
    Немецкие танкисты вынуждены были оставить свои танки, и КВ приволок их к нашим позициям.

Боевые верблюды

    В тяжёлых боях под Сталинградом участвовала 28-я армия, комплектовавшаяся под Астраханью. С лошадьми уже к тому времени была напряжёнка, поэтому и выдали верблюдов!
    Необходимо отметить, что корабли пустыни весьма успешно справлялись со своими задачами. А верблюд по кличке Яшка даже участвовал в битве за Берлин в 1945 году.

Секрет надежности автоматов ППШ

    Ижевск, как известно, оружейный город, и во время Великой отечественной войны здесь было налажено производство автоматов ППШ (пистолет-пулемет Шпагина). Ствол автомата при стрельбе раскалялся, и мастера оружейники своим особым методом закаливали ствол.
    Но в одно время пошел брак. После проверок выяснили, что отсутствовал старый мастер - заболел. После его возвращения снова пошли качественные автоматы. Оказывается, он два раза в день обязательно… мочился в резервуар с водой, где закаливали стволы. Попробовали, что бы другой человек мочился, на случай очередного отсутствия старого мастера, но не получилось!
    Старика отпустили на пенсию только когда, когда начали выпускать автоматы Калашникова (АК-47).

Как наши радисты обманывали немецких дешифровальщиков

    Во время Великой Отечественной у партизанских радистов были простенькие шифры, которые немецкие дешифровальщики кололи на раз-два.
    И вот кто-то в штабе партизанского движения предложил делать в шифровках орфографические ошибки - типа «бранетранспантер», «овтамат», «сомалет». Поскольку в словарях таких слов не было, лафа для немцев закончилась.

Русская психическая атака

    Во время Великой Отечественной войны были случаи русской психической атаки.
    Вот как о ней рассказывают очевидцы: «Полк поднимался во весь рост. С одного фланга шел гармонист, играя или вологодские переборы «Под драку», или тверскую «Бузу». С другого фланга шел другой гармонист, играя уральскую «Мамочку». А по центру шли молоденькие красивые санитарки, помахивая платочками, и весь полк издавал при этом традиционное мычание или хорканье, какое обычно издают плясуны, когда дело движется к драке, для устрашения противника.
После такой психической атаки немцев можно было брать в окопах голыми руками, они были на грани умственного помешательства».

С топором на немецкий танк

    Солдат Иван Павлович Середа в августе 1941 года в районе Даугавпилса готовил обед для красноармейцев. В это время он увидел немецкий танк, двигавшийся в сторону полевой кухни. Будучи вооружён только карабином и топором, Иван Середа укрылся за ней, а танк, подъехав к кухне, остановился, и экипаж стал вылезать из него.
    В этот момент Иван Середа выскочил из-за кухни и бросился к танку. Экипаж немедленно укрылся в танке, а солдат запрыгнул на броню. Когда танкисты открыли огонь из пулемёта, Иван Середа ударами топора согнул ствол пулемёта, а затем куском брезента закрыл смотровые щели танка. Затем он начал стучать обухом топора по броне, при этом отдавая приказы красноармейцам, которых рядом и не было, забрасывать танк гранатами.
    Экипаж танка сдался, а Иван под прицелом карабина заставил их связать друг другу руки. Когда подоспели красноармейцы, они увидели связанный экипаж около пустого немецкого танка.

Замочил из сортира

    Мой дед служил в авиации...
    На полевом аэродроме в отдалении стоял сортир...
    Сидит там, значит, мой дед, делает свои дела... Дело было вечером...
    В стенке сортира в досках были выбиты сучки.
    Так вот заметил мой дед выходящих из леса трех немецких разведчиков... Когда они приблизились, завалил их из пистолета...
    За находчивость и отвагу дед получил орден Красной звезды…
    Немцы явно не ожидали, что из сортира по ним огонь откроют...

Забрали, всё немцы забрали!

    - Единственная моя фронтовая фотография, - продолжал свой рассказ фронтовик Юрий Сергеевич, - была сделана в польском городе Сампольно. Поначалу переговоры с местным фотографом не давали результатов, на все просьбы он отвечал: «Нема ниц, вшистко герман забрал» («Ничего нет, все забрали немцы»). Только когда мы предложили мастеру мешок сахарного песку и половину свиной туши - из трофейных запасов, - все сразу нашлось, и фотографии были готовы на следующий же день.
    Лучшей валютой для обмена с поляками были продукты, мыло, полотенца, нижнее солдатское белье, топоры и лопаты. Но нам выдавали и злотые, правда, не пользующиеся у местного населения спросом. Мы убедились в этом в деревушке со странным названием Воля Огрызкова, которое было написано на дорожном указателе латинскими буквами. Хотели купить у селян самогон и чего-нибудь съестного. У одного из домов мы увидели пожилого пана и, поздоровавшись, начали переговоры:
    - Пан, у тебя вутка до пшедання есть? («Есть водка на продажу?»).
    - Нема ниц, вшистко герман забрал. («Ничего нет, все немец забрал»).
    О чем бы мы ни просили, даже напиться воды - в ответ звучала стандартная фраза. Наконец один из наших произнес:
    - А совесть у пана есть?
    - Нема ниц, вшистко герман забрал!
    Мы встретили этот ответ дружным хохотом.

За поднятие боевого духа

    История рассказана моим отцом, участником ВОВ (к сожалению, не дожившего до наших дней).
    Было это в 1945 году. Великая Отечественная шла к концу. Наши войска уже продвигались по Западной Европе. У дороги показался указатель с надписью «Веrlin 100 km».
    И что-то в этой надписи было как-то совсем не по-нашему. То ли строгий готический шрифт, то ли надпись на языке уже по сути поверженного врага, то ли высокомерная аккуратность у пыльной дороги. Всё это не хотела принимать душа советского солдата. Нашёлся среди них шутник, который исправил ситуацию, дописал внизу: «Х... ня - дойдём!».     И сразу солдатам стало веселее! Проходят мимо указателя, измученные сражениями, всеми тяготами и лишениями войны, бойцы, глядя на указатель, искрились улыбками, и неизвестно, откуда брались силы бодрее идти вперёд.
    В это время по дороге проезжал кто-то из высокого начальства и поинтересовался причиной внезапного веселья. Прямым текстом содержимое надписи доложить никто не решился, пришлось самому ехать почитать «первоисточник».
    Прочитав текст надписи, генерал немедленно потребовал вызвать шутника к себе.
    Делать нечего, пришлось нашему герою сознаться в содеянном, не смотря на серьёзный вид высокого чина с большими звёздами на погонах. Не перекладывать же свою вину на боевых товарищей! Уже был готов понести суровое наказание по законам военного времени, как неожиданно для всех был представлен к награде с формулировкой «За поднятие боевого духа».
    Вот такой счастливый конец у этой истории того сурового времени. Вечная память всем, кто сражался за нашу Родину!

Казнь для Гитлера

    Байка, ходившая в кругу наших бойцов в период окончания войны:
    «Поймали советские солдаты Гитлера и предложили простым людям придумать для него казнь пострашнее. Вариантов было множество. А один мудрец предложил взять лом, нагреть его кончик докрасна и воткнуть фюреру в одно место… холодным концом. На вопрос: «Почему холодным?», мудрец ответил: «А чтобы обратно не вытащили…».

Последний бой под Москвой пушек времен Русско-турецкой войны

    Казалось бы, в той грандиозной битве, что шла на подступах к столице зимой 1941-го, исследована каждая деталь, и все давно известно, однако...
    Мало кто знает, что на одном из участков фронта решающую роль сыграли русские пушки, изготовленные на Императорском орудийном заводе в Перми еще в 1877 году. А было это на участке обороны Солнечногорск - Красная Поляна, где сражалась обескровленная долгими боями 16-я армия под командованием Константина Рокоссовского.
    К. К. Рокоссовский обратился к Г. К. Жукову с просьбой о срочной помощи противотанковой артиллерией. Однако ее у командующего фронтом в резерве уже не было. Запрос дошел до Верховного Главнокомандующего. Реакция Сталина была незамедлительной: «У меня тоже нет резервов противотанковой артиллерии. Но в Москве есть Военная артиллерийская академия имени Ф. Э. Дзержинского. Там много опытных артиллеристов. Пусть они подумают и в течение суток доложат о возможном решении проблемы».
    Действительно, еще в 1938 году из Ленинграда в Москву была переведена артиллерийская академия, основанная в 1820 году. Но в октябре 1941 года она была эвакуирована в Самарканд. В Москве осталось лишь около сотни офицеров и служащих. Учебная артиллерия также была вывезена в Самарканд. Но приказ требовалось выполнить.
    Помог счастливый случай. В академии работал пожилой человек, который хорошо знал местоположения артиллерийских арсеналов в Москве и в ближайшем Подмосковье, где были законсервированы изношенные и очень старые артиллерийские системы, снаряды и снаряжение к ним. Можно только сожалеть, что время не сохранило имя этого человека и имена всех других сотрудников академии, которые в течение суток выполнили приказ и сформировали несколько огневых батарей противотанковой обороны большой мощности.

История с ложным аэродромом

    1941 год. Во время активной подготовки к наступлению на СССР немцы, как известно, всячески скрывали свои истинные планы, выставляя на показ якобы готовящуюся высадку на британских островах. Одним из средств по запугиванию противника было размещение на побережье Франции нескольких аэродромов-муляжей, на которых размещалось значительное количество деревянных копий немецких истребителей.
    Работы по созданию этих самых муляжей были в самом разгаре, когда однажды среди бела дня в воздухе показался одинокий британский самолет и сбросил на «аэродром» одну-единственную бомбу. Она оказалась деревянной. После этого случая немцы прекратили все подобного рода работы....
    История с аэродромом имела следующее продолжение. После того как англичане сбросили деревянную бомбу, немцы решили: разместим на этом ложном аэродроме настоящие самолеты, ведь англичане, зная, что этот аэродром ложный, будут принимать их за макеты. Через два дня после перебазирования немецких самолетов англичане снова разбомбили это аэродром. Но уже настоящими бомбами.
    В конце бомбежки был сброшен вымпел со словами: «А вот это уже другое дело!».