Найти тему
ТОПЛЕС

Сланцевая революция в России: чем грозит Башкортостану добыча «трудной нефти»?

В начале этого года «Известия» сообщили о том, что Минприроды РФ подготовило поправки в закон «О недрах». Таким образом, с 2019 года нефтяники смогут добывать сланцевую нефть в России на отдельных полигонах. Один из полигонов, предположительно, будет находиться в Башкортостане. 

Сланцевая нефть. Что это?

Нефть скапливается под землей на глубине нескольких километров. При ее добыче традиционным способом бурят вертикальную скважину. Большое давление, под которым нефть находится в пласте, заставляет ее саму подниматься наверх.

Однако крупных месторождений «легкой» традиционной нефти становится все меньше, и это вынуждает искать новые способы ее добычи.

Реклама 10

Сланцевой нефтью называют нефть низкопроницаемых коллекторов, так как она находится в коллекторах с низкой проницаемостью, таких как сланцы, плотные песчаники и известняки.

– Традиционная добыча нефти постепенно исчерпывает себя. Обнаружили, что нефть может запасаться в сланцевых пластах. Разработали технологию, при которой в скважину закачивается вода с добавлением химических реагентов. Чудовищное давление, которое там образуется, разрыхляет и разрушает породу. Это сложнее и дороже привычного способа добычи нефти в два-три раза, – объясняет доктор химических наук Марс Сафаров.

Добывать такую нефть действительно труднее. Точно так же, как и при традиционном способе, бурят вертикальную скважину, после чего ствол скважины отклоняют на 90° и на сотни метров под землей проходят горизонтально. В образовавшуюся полость на большой скорости мощнейшими насосами закачивается вода. Высокое давление приводит к разрыву породы. Это называется гидроразрывом пласта, или фрекингом. Длина горизонтальной скважины может достигать километра. В таком случае гидроразрывы делаются через каждые сто метров.

После этого воду вновь выкачивают из скважины и ждут, когда нефть по образовавшимся трещинам в породе начнет просачиваться и заполнять скважину, постепенно поднимаясь вверх по стволу.

-2

Эта технология была впервые применена в США, где в 2005–2010-х годах произошла так называемая Сланцевая революция. Именно в США в начале XXI века успешно внедрялись эффективные технологии добычи газа и нефти из сланцевой породы.

Как пояснили эксперты, чтобы не отстать в технологическом развитии ключевой для экономики страны отрасли, отечественные компании, думая о перспективе на 10-20 лет, также планируют разработку технологий добычи сланцевой нефти и исследуют запасы такой нефти в России.

В Ханты-Мансийском автономном округе, Югре, уже началась разработка крупнейшего в мире месторождения сланцевой нефти. Отмечается, что на первых порах это скорее научный, нежели коммерческий, проект. Тем не менее именно тут собираются добывать до 10 млн тонн нефти в год. То есть механизм по освоению нового метода добычи нефти уже запущен.

То, от чего отказалась Европа, придет к нам

Технология вызывает много споров во всем мире. Западные экологи и общественники выступают резко против добычи сланцевой нефти подобным образом в своих странах.

Противники гидроразрывов при добыче сланцевой нефти уверены, что подобное дробление пород наносит непоправимый и трудно предсказуемый ущерб окружающей среде.Гидроразрывная жидкость содержит в себе различные химикаты, отравляющие воду. Сланцы и нефтесодержащие породы, как правило, радиоактивны, что также чревато заражением питьевой воды.Уже не раз отмечался повышенный радиационный фон в районах добычи сланцевой нефти.

Так, осенью 2016 года в американском штате Оклахома произошло одно из сильнейших за всю историю региона землетрясений магнитудой 5,8 балла. Тогда геологи установили прямую связь между землетрясением и огромными объемами закачиваемых в землю вод при гидроразрывах.

Ранее и Великобритания возлагала большие надежды на фрекинг. Правительство Соединенного королевства еще в 2015 году вынесло на обсуждение преимущества и риски гидроразрыва пласта. Тогда противники приводили слова жителей, в чьих районах технология уже претворялась в жизнь. Британцы отмечали негативное воздействие на окружающую среду и обеспокоенность сохранностью своих домов. К слову, Шотландия и Уэльс отказались от гидроразрыва на своих территориях.

С 2011 года мораторий на фрекинг ввела Франция, в этом же году добыча сланцевого газа была запрещена на 20 лет в Австралии. Следом от этой технологии отказались Болгария, Германия и Чехия.

Напомним ситуацию, когда российские власти выступили резко против добычи на Украине сланцевого газа. Добывать ее тогда должны были американские компании Shell и Chevron. Речь шла как раз о технологии гидроразрыва пласта. Минприроды России выразило беспокойство, так как это могло повредить прилегающие российские территории и загрязнить наши подземные воды.

Тогда Россия посчитала добычу сланцевой нефти опасной даже на территории соседнего государства, а сейчас она может внедряться уже в нашей республике.

Гафурийский район может лишиться пчеловодства, лесов и «Красноусольска»

Планируется, что добыча сланцевой нефти развернется на пяти или шести полигонах. Один из полигонов, скорее всего, будет находиться в Башкортостане.

– Официально никакой информации о разработках именно в Гафурийском районе не опубликовано. Но где еще ее добывать? Геофизики два года там работали. Я постоянно езжу в этот район и сам видел их базу. «Росгеология» уже заявила, что одним из пилотных регионов по добыче нетрадиционных ресурсов углеводородного сырья станет Башкортостан.Зилаирский синклинорий, находящийся в Гафурийском районе, – наиболее удобная территория для разработки сланцевой нефти, это доказано исследованиями и изысканиями,– рассказывает председатель Союза экологов Башкирии Александр Веселов. – А общественников никаких в этом районе нет, попробуй там что-нибудь сказать про экологию – сразу уволят.

И действительно, один из местных жителей отказался комментировать ситуацию, объяснив это простым «Сожрут».

Как сообщили в «Башнефти», компания не планирует проведение работ по поиску и добыче сланцевых нефти и газа.

– Компания изучает любые возможности для расширения ресурсной базы в Башкортостане и ведет поиск новых месторождений углеводородного сырья, – пояснила «Башнефть». – Мы не располагаем доказанными запасами сланцевой нефти и при проведении геологоразведочных работ в настоящее время и в ближайшей перспективе отдаем приоритет разведке и разработке запасов традиционной нефти, в том числе и на территории Гафурийского района.

Экологи республики еще несколько лет назад выражали обеспокоенность разведочными работами в Гафурийском районе, где искали месторождения сланцевой нефти. По их мнению, если в районе начнут добывать нефть методом фрекинга, нарушится вся экосистема края, будет нанесен непоправимый урон его флоре и фауне. Под угрозой окажется и гордость республики – санаторий «Красноусольск». О пчеловодстве, чистых водоемах и именитых красноусольских целебных источниках можно будет забыть.

– Гафурийский район может лишиться звания самого медоносного района, если там начнут добывать нефть, – отмечал Веселов.

– Геологи уже были у нас, целая база жила, вся деревня была утыкана датчиками. Они изучали окрестности для расчета залежей и глубины их нахождения. Я сам тогда лично беседовал с геологами, они говорили, что на большой глубине все залежи. Особого беспокойства у местного населения нет, там же одни пенсионеры, они в такие дела не лезут. Но, думаю, если поднимется вопрос о подземных взрывах , то это другое дело, люди так просто на это смотреть не будут, – комментирует житель села Утяково Гафурийского района. – Я сам вырос в этом районе, у нас природа, которую нельзя трогать и разрушать.

В программе «Послесловие с Азаматом Саитовым» радиостанции «Эхо Москвы в Уфе» Александр Веселов рассказал о жалобах лесников Гафурийского района, которым пришлось согласиться на вырубку лесов. А ведь этот район славится своими липовыми лесами.

– Это риск техногенных землетрясений. В Ишимбайском районе они были несколько лет назад, и, скорее всего, это связано именно с добычей нефти. При добыче сланцевой нефти этот риск усиливается, – объяснил эколог. – Для ее добычи требуется огромное количество пресной воды, которая будет браться с поверхностных водных объектов, которые и так у нас мелеют с каждым годом.

При добыче методом гидроразрыва пласта выделяется огромное количество метана:«Вы, наверное, видели по телевизору, как американцы открывают водопроводный кран в тех штатах, где добывается сланцевая нефть, и поджигают воду? Вода будет гореть, потому что в ней много метана, горючего газа».

– Добыча сланцевой нефти дает все те же последствия, что и традиционный метод. Только к этому добавляется еще и гидроразрывы, когда все пласты перемешиваются путем взрыва, – комментирует Марс Сафаров. – При бурении скважин нефтяники пробивают множество пластов, и не всегда они соблюдают правила. В итоге пласты через скважину становятся сообщающимися сосудами: под землей получается полная путаница. С водой туда же попадают химические реактивы. Чистой воды в Башкортостане и так практически не осталось.

«После нас хоть потоп»

Если эта технология настолько опасна и разрушительна, стоит ли вообще ее претворять в жизнь?

Марс Сафаров считает, что противиться прогрессу и новым технологиям не стоит: сланцевую нефть не зря называют энергоресурсом будущего.

– Сланцевую нефть все равно будут добывать. К сожалению для экологов, запасов ее намного больше, чем «традиционной» нефти. Задача не в том, чтобы запретить ее, а чтобы над действиями нефтяников был установлен общественный и государственный контроль.

Добыча у нас варварская. В Башкирии около 15 тысяч заброшенных скважин: как нефть перестала идти, на скважину плюнули и ушли. Этого нельзя делать ни в коем случае. Скважину необходимо герметизировать и изолировать. Если бы нефтяники всегда действовали по закону и бережливо, как рачительные хозяева, угрозу экологии можно было бы свести к минимуму. Единственное, что их колеблет, – прибыль. «После нас хоть потоп» – вот как они думают.

Добыча нефти – сама по себе грязная и природоразрушительная деятельность. Но это не значит, что не нужно добывать нефть, просто необходимо знать о последствиях и минимизировать все риски.

Прискорбно, если разработка будет идти в Гафурийском районе. Это единственный чистый район Башкортостана. Если там будут добывать сланцевую нефть, целебных вод в районе не останется.