Найти тему
Mozg

Я тоже так могу! История абстракций, или как понимать современное искусство

Оглавление

Композиция с жёлтым, синим и красным, Пит Мондриан
Композиция с жёлтым, синим и красным, Пит Мондриан

В современном мире всё должно быть современным - смартфоны, машины, часы. И искусство тоже идёт в ногу со временем. Заходя в такую галерею, часто говорят:

-Я тоже так могу!

Давайте разберёмся, как художники шли от пейзажей и скульптур к абстракциям и постмодернизму, а также попробуем понять, как смотреть на такие картины и видеть в них шедевры ценой в несколько миллионов долларов.

Начало

Женщина в саду, Клод Моне
Женщина в саду, Клод Моне

Как ни странно, началось всё именно на территории реализма - несколько художников: Эдуард Дега, Клод Моне и Пьер-Огюст Ренуар - решили немного отойти от стандарта. Они стали передавать на холсте не реальные черты окружающего мира, а эмоции, которые испытывали при лицезрении моментов жизни. Именно они начали изображать мотивы улиц и крестьянских деревень на своих картинах, хотя в то время было принято писать баталии или портреты знаменитых людей. Эта группа художников в конце 19 века перешла с педантичности реализма на размашистость и эмоциональность импрессионизма.

Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети 19 — начала 20 веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Википедия

Поначалу авторов не признавали, попросту смеялись над ними, но они были уверены, что "искусство требует жертв". Так и начался длинный эволюционный период искусства: впереди предстояло множество перемен и непростых решений.

Переходный период в жизни искусства

Через некоторое время после появления и распространения импрессионизма стали появляться его наследники: символизм и модернизм. Они разительно отличаются, ведь отцы-основатели первого пошли путём "реформ", а второго - совершили настоящую "революцию" в художественном мире.

Символи́зм (фр.Symbolisme) — одно из крупнейших течений в искусстве (литературе, музыке и живописи), характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности. Возник во Франции в 1870—1880-х годах и достиг наибольшего развития на рубеже 19 и 20 веков.
Википедия

Далее символизм перерастет в экспрессионизм, но практически ничем не будет от него отличаться - целью как было, так и осталось выражение эмоций.

Крик, Эдвард Мунк
Крик, Эдвард Мунк
Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — общность направлений искусства конца XIX — начала XX века, признаком которых можно считать разрыв с предшествующей художественной традицией, стремление к новому и склонность к схематической условной форме.
Википедия
Голубой сегмент, Василий Кандинский
Голубой сегмент, Василий Кандинский

Второе направление - модернизм - нам интересно, так как оно уже более-менее напоминает нам то, что мы видим на модных выставках в Новой Третьяковке. Как понятно из названия, это направление возникло ради протеста и отказа от "старой школы". При этом невозможно выделить конкретных признаков модернизма - у всех критиков и коллекционеров это получается по-разному, так что к консенсусу не пришли до сих пор. Но важно понимать, что это не только направление искусства, но и мысли тогдашнего общества. Многие считают, что модернизм жив до сих пор, хоть уже и не в моде.

Смутное время

Начало 20 века запомнилось художественному миру своей неопределённостью: помимо модернизма, в выставочных залах начали появляться примитивизм, кубизм, футуризм, орфизм, лучизм, вортицизм, суперматизм, конструктивизм... Но они недалеко отошли от своего прародителя - модернизма. Поэтому рассматривать их не имеет смысла, если только вы не хотите стать экспертом в истории современного искусства.

Курильщик, Хуан Грис
Курильщик, Хуан Грис

Сумасшедшие фантазии

В 20-х годах 20 века появляется действительно новое течение - сюрреализм. Многие не восприняли его всерьёз, как и импрессионизм в своё время, но теперь почти все слышали имя Сальвадора Дали или даже видели его картины.

Сюрреализм (от фр. surréalisme, буквально «сверх-реализм», «над-реализм») — направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.
Википедия
Постоянство памяти, Сальвадор Дали
Постоянство памяти, Сальвадор Дали

Теперь, чтобы понимать, что хотел сказать автор, необходимо было не просто знать, что "нарисовано на картине", но и прочитать историю написания полотна или биографию автора.

Философские картины Дали, Миро, Эрнста по-настоящему взбудоражили публику и дали понять, что всегда есть, куда развиваться. Хотя и не всегда понятно, куда именно.

Абстракции

Итак, в середине 20 века на почве модернизма рождается, пожалуй, самый известный представитель "жанра" - абстракция.

Абстра́кция (лат. abstractio — отвлечение) — теоретическое обобщение как результат абстрагирования. Абстрагирование — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков. Результат абстрагирования — абстрактные понятия, например: цвет, кривизна, красота и т. д.
Википедия

Хоть сейчас и говорят, что на самом деле абстракция-это тоже модернизм (по правде говоря, она не слишком от него отличается), всё-таки известнее именно первая.

К авторам абстракций относят Василия Кандинского (основоположник модернизма, как вы помните), так что в этой статье его картина встретится нам второй раз.

Синий круг, Василий Кандинский
Синий круг, Василий Кандинский

Ещё одна революция

В 1960-х годах грянуло новое течение. Началось оно, как ни странно, с банки супа. Художник из Америки Энди Уорхолл изобразил на своей картине именно её. И с этих самых пор реклама и масс-медиа вытеснили с рынка искусства модернизм с его абстракциями. Начались Уорхолловские 60-е, время поп-арта.

Поп-а́рт (англ. pop art, сокращение от popular art — популярное или естественное искусство) — направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950—1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм.
В качестве основного предмета и образа поп-арт использовал образы продуктов потребления. Фактически, это направление в искусстве подменило традиционное изобразительное творчество — на демонстрацию тех или иных объектов массовой культуры или вещественного мира.
Википедия
Банка супа "Campbell's", Энди Уорхолл
Банка супа "Campbell's", Энди Уорхолл

Поп-арт полностью затмил собой все остальные стили вплоть до конца 20 века. Безусловно, там появлялись такие виды как минимализм, концептуализм, фотореализм, ... Но никто из них не смог произвести такой "BOOM" в обществе. Поп-арт помнят и почитают до сих пор на территории практически всех стран.

Дивный новый мир

21 век привнёс в мир искусства множество стилей, но самые большие из них являются основополагающими: инсталляционизм и стрит-арт.

Стрит-арт (англ. Street art — уличное искусство) — направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический характер. Основной частью стрит-арта является граффити.
Википедия

Граффити, qBic
Граффити, qBic

Это уличное искусство не требует ни разрешения, ни специального образования - большинство художников даже носят псевдонимы. Посыл "картин" часто имеет политический и социальный подтекст, что вызывает интерес публики.

Инсталляция (англ. installation — установка, размещение, монтаж) — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, фрагментов текстовой и визуальной информации) и являющую собой художественное целое.
Википедия
Ключ в руке, Сиота Тихару
Ключ в руке, Сиота Тихару

Это самый распространённый на сегодняшний день стиль: в нём, конечно, есть огромное количество подстилей, например кинетизм, но мы разберём его поверхностно.

Здесь уже не осталось ничего от реализма - только символы, дёшево и сердито. В основном проблемы восприятия и понимания начинаются с модернизма и инсталляции (в стрит-арте всё, например, просто - он должен быть понятным широким массам, а первые два рассчитаны на искушённого зрителя). Ниже редакция MOZG представила краткий справочник по восприятию и пониманию той или иной композиции.

1. Взгляните на картину издалека. Что вы на ней видите?

а) Если это разноцветные пятна, то вы смотрите на модернизм.

б) Если вы понимаете, что на ней изображено, и это что-то реальное, но, подойдя ближе, разобрать мелкие черты становится невозможно, то перед вами импрессионизм.

в) Если вы понимаете, что изображено на картине, но это похоже на страшный сон или фантасмагоричный трип, то перед вами сюрреализм.

г) Если вы понимаете, что изображено на картине, и можете разобрать мелкие детали - вы лицезреете классический реализм, расслабьтесь.

д) Если картина больше похожа на рекламу супа или на ней изображена Мэрилин Монро, то это, скорее всего, поп-арт.

е) Если это и не картина вовсе, а просто часть унитаза с заполненным до верху пивом баком, то вы имеете дело с инсталляцией.

ж) Если вы видели точно такую же картину на гараже в посёлке городского типа, то это точно стрит-арт.

P.S. Обратите внимание на автора шедевра. Если это один из тех, кто был перечислен в статье, то вы сможете соотнести картину со стилем.

2. Спросите экскурсовода или прочитайте, как была написана эта картина, попросите рассказать побольше об авторе. Это поможет лучше понять эмоции создателя.

3. Спросите, наконец, экскурсовода или умного человека, что вообще за @#VB!@4Q? изображена на картине.

После этого благодарите журнал MOZG за такие полезные статьи. Спасибо за внимание!

Подписывайтесь на нас в Telegram : MOZG
Подписывайтесь на нас в VK : MOZG