Текст: Антон Ширяев; Фото: KIA Motor Rus
«С момента прихода в KIA Motors Петера Шрайера дизайн всегда был сильной стороной наших автомобилей», – так ответил на вопрос о преимуществах Rio перед Solaris директор по маркетингу российского офиса KIA Валерий Тараканов. Само по себе утверждение правильно, но я не уверен, что карандаш маэстро Шраера касался ватмана с эскизами Rio. Если седан прошлого поколения на фоне Solaris казался застёгнутым на все пуговицы морским офицером рядом с пришельцем-арахнидом, то одного взгляда на новинку хватает, чтобы понять – пришельцы победили.
Вытянутые фары, узкая решётка радиатора, множество хромированных деталей, глянцевые Г-образные вставки в бампер, – это что угодно, но не европейский дизайн. Впрочем, кто сказал, что во влюблённой в подержанный японский правый руль стране это плохо? Азиатские машины у нас любят, ценят и считают красивыми. Но вот задняя часть Rio вряд ли найдёт своих адептов. Таксистам перенос номерного знака с крышки багажника на бампер не понравится невозможностью скрыть его от ЦОДД и не платить за парковку, а всех остальных – визуальной наготой багажника. И к чему эта красная полоска, соединяющая фонари, если она не загорается ни на торможении, ни при включении фар?
К счастью, в салоне всё по-старому – выверенная эргономика, приятный дизайн и оригинальные решения, знакомые по другим моделям марки. Руль с круглой ступицей в стиле М-моделей BMW, большая вставка из чёрного глянцевого пластика, блок климат-контроля, напоминающий джойстик приставки Sony Play Station, простые и понятные приборы, приятная красная подсветка, – интерьер Solaris, конечно, совершил шаг вперёд, но салон Rio для меня по-прежнему впереди. Подобрать удобную посадку проблем не составит – диапазоны регулировки огромны, а посетовать можно лишь на не большой запас по голове.
Из-за лихо заваленных стоек с вертикальной посадкой в Rio комфортно усядутся люди ростом до 190 см. Зато центральный подлокотник теперь регулируется по длине, количество отсеков для мелочёвки не уменьшилось, мультмедиа-система теперь получила приложение CarPlay. Кроме того, на неё можно раздать интернет со своего смартфона и получить навигацию с учётом пробок. Чего ещё желать? А вот по заднему дивану KIA прошлого поколения я буду скучать. Кузовы у новых Rio и Solaris одинаковые, с ниспадающей крышей, из-за чего на заднем диване я... не помещаюсь! Голова упирается в потолок, да так, что приходится втягивать шею. Значит, придётся сползать вниз и держать поясницу на весу.
К счастью, на заднем диване Rio я провожу время лишь во время непродолжительных поездок в такси, потому как в Сочи бы я в таком положении поехать отказался. К тому же никаких особых удобств для задних пассажиров нет: ни подлокотника, ни розетки, ни дефлекторов, ни даже ручек на дверях. Зато теперь есть двухступенчатый обогрев подушки заднего дивана. Словом, всё, как у Solaris. За одним исключением – у Rio в топовой комплектации есть кожаный салон. Ну, как кожаный, с обивкой из кожзама, естественно. Впрочем, экокожа достаточно качественная, за время теста я к ней не прилипал и особо не скользил.
Багажники у двух седанов практически идентичные. По паспорту у них одинаковый объём, но у Rio шире проём. Зато KIA умеет самостоятельно приоткрывать крышку багажника. Для этого достаточно просто постоять в машине с ключом пять секунд. Причём Rio не просто разблокирует замок, а ещё и приподнимет крышку сантиметров на 25-30.
Тихо, шины!
Технически Rio и Solaris –близнецы-братья, поэтому отличий в поведении на дороге, по идее, быть не должно было. Раньше Rio всегда появлялся с солидной задержкой, из-за чего инженеры KIA получали возможность исправить недоработки коллег из Hyundai. Но теперь и пауза после премьеры Solaris была меньше, и недостатков у седана Hyundai почти не оказалось. Машины прошлого поколения в своей последней итерации расстраивали жестковатой подвеской и едва заметной раскачкой на волнах, но новый более жёсткий кузов, наполовину сделанный из высокопрочных сталей, позволил решить проблему с плавностью хода, а установленные вертикально задние амортизаторы – с раскачкой.
И на плохой дороге поведение Rio, как и Solaris, действительно тянет на прорыв. Подвеска легко справляется даже с очень большими ямами и неровностями с острыми краями, даже несмотря на более крупные 16-дюймовые диски – наш седан в топовой версии Premium. При этом, в отличие, скажем, от автомобилей Renault, у Rio надёжно изолирован руль – никаких ударов на него не приходится. Осталась в прошлом и раскачка: намёк на повторное колебание возникает только на очень больших волнах на скорости ближе к 150 км/ч (каюсь, разогнался ради эксперимента). Но почему руль так предательски лёгок на небольших скоростях?
Когда на спидометре ближе к сотне, никаких проблем нет – задаешь траекторию одним движением и наслаждаешься приятной тяжестью на рулевом колесе. А вот на городских 40-60 км/ч порой приходится подруливать. Дело в том, что настройки электроусилителя руля у Rio и Solaris разные, и в KIA, похоже, перестарались в стремлении сделать руль легче в городской толчее. В итоге при небольших скоростях и углах поворота руля обратной связи категорически не хватает! Поэтому на пустынных участках Приморского шоссе с его уникальным и чисто российским сочетанием закрученных поворотов, интересного рельефа и убитого асфальта я мчал в довольно динамичном стиле.
Ведь именно на таких дорогах Rio расцветает! Руль наливается усилием, подвеска сохраняет машину на траектории, даже когда колесо попадает в яму, а двигатель наконец просыпается от летаргии. Дело в том, что проверенный 1.6 семейства Gamma (123 л.с. и 151 Нм) отличается очень ленивыми настройками педали газа. Нажимаешь на педаль – ничего не происходит, ещё добавляешь усилия, и машина начинает плавно набирать скорость, в раздражении топаешь по ней – Rio с рёвом прыгает вперёд. Так что никаких промежуточных режимов движения: или плавно катим, или гоним.
Как и соплатформенный KIA, Hyundai получил доработанный двигатель, у которого изменяемые фазы теперь и на впуске, и на выпуске, а у впускного коллектора переменная длина. Никакого прироста в отдаче это не дало, но крутящий момент теперь доступен на более низких оборотах. А вот младший мотор 1.4 – абсолютно нового семейства Kappa. Он выдаёт 100 л.с. ради меньшей ставки по налогам, но на таких Rio поездить не удалось. Solaris с младшим мотором и МКП радовал достойной динамикой и на 0,7-0,9 литра меньшим расходом топлива. Но главное, чем Rio отличается от Solaris, – это лучшая шумоизоляция.
Если в Hyundai на скоростях выше 100 км/ч колёса гудели настолько громко, что не было смысла включать радио (!), то в Rio даже на скорости 120-130 км/ч всё не так плохо. При этом аэродинамических шумов меньше из-за более компактных зеркал заднего вида. Какой-либо информации о различиях в шумоизоляции нет, но мои впечатления подтвердили и коллеги из других изданий, побывавшие на тесте нового Rio. А вот идею о большей склонности седана KIA к заносу, высказанной Владимиром Мельниковым из «Авто-Ревю», я не разделяю. По крайней мере мне этого вне предельных режимов прочувствовать не удалось.
Защита титула
Rio – самая продаваемая иномарка в стране, а в последнее время и просто самый продаваемый автомобиль. Поэтому вопрос о сохранении лидерства, как цели для модели, возник сам собой. Но представители марки в России отвечают уклончиво. Мол, нам важно выполнить собственный план продаж, а он лимитирован мощностями завода. Теоретический максимум – около 100 000 машин в год, но в этом году из-за двойной остановки конвейера для постановки на него Solaris и Rio получится выпустить чуть меньше.
Другое дело, что импортные седаны сегмента B-плюс находятся сейчас под двойным ударом –дорогие версии теснят переднеприводные модификации Creta и Kaptur, а дешёвые –топовые Vesta и XRAY. Но в падение продаж, аналогичное тому, что произошло с Solaris, я не верю. Ведь в Hyundai чисто теоретически не могут поддерживать продажи своего бестселлера на том же уровне –тот производственный объём на конвейере, который ранее был зарезервирован за хэтчбеками, достался Creta. А у KIA ничего подобного не произойдёт. Своего дешёвого кроссовера у марки не будет, а псевдовнедорожный хэтчбек K2 Cross наверняка станет составляющей частью гаммы Rio.
Что касается выбора между Rio и Solaris, то он зависит от вашего вкуса и... умения вести переговоры! Цены на машины практически одинаковые, да и комплектации различаются лишь несколькими позициями. Так что всё будет зависеть от скидочных программ производителей и того, насколько готов будет подвинуться по цене дилер. Кстати, 1 августа, когда стартуют продажи Rio, корейцы объявят о специальных предложениях по кредитованию и trade-in, а значит, на первых порах седан KIA может оказаться более выгодным предложением, чем Hyundai.