Как следует из отчета The Boston Consulting Group (BCG) под названием «Мировой корпоративный банковский бизнес: как достичь успеха с помощью цифровизации», необходимость цифровизации остро ощущается в сегменте корпоративного банковского бизнеса. Если раньше речь шла в основном применительно к розничному банкингу, то теперь очередь дошла и до корпоративного. Авторы доклада считают, что «топ-менеджерам банков придется сделать сложный выбор: принять срочные меры либо подвергнуть риску жизнеспособность профильного бизнеса».
Проведенный в 2017 году анализ показал, что у значительной части банков снижается прибыль, особенно в сегментах среднего и крупного бизнеса. Во всех регионах наиболее остро проблема стоит в подразделениях, обслуживающих крупных корпоративных клиентов: здесь средняя доходность до вычета налогов опустилась ниже минимального порогового значения 16%.
Дмитрий Ангаров, партнер и управляющий директор The Boston Consulting Group, так прокомментировал ситуацию в России: «Сегодня доходность корпоративного бизнеса в России во всех клиентских сегментах находится под давлением. Российским банкам, также как и их иностранным коллегам, достаточно трудно показывать приемлемую норму доходности без радикальных изменений бизнес-модели: классические методы повышения рентабельности бизнеса зачастую уже испробованы». Говоря о том, как именно необходимо проводить цифровизацию операций, господин Ангаров отмечает, что есть два варианта: «Первый путь — трансформация существующей архитектуры, что в зависимости от состояния существующих систем может стать длительным, трудоемким и затратным процессом. Есть также альтернативный сценарий — создание “цифрового” банка в отдельном технологическом контуре, но на балансе основного банка. Преимущества этого подхода с точки зрения скорости очевидны, но в этом случае всегда возникает вопрос интеграции с существующими системами банка».
Так что же делать?
Эксперты считают, что цифровизация операций корпоративного банкинга будет наиболее эффективной, если пройдет по следующей схеме.
- Во-первых, необходимо провести цифровизацию всего взаимодействия клиента и банка, прежде всего связанного с получением финансирования, например сокращение количества дней до выдачи и сокращение частоты взаимодействия с клиентом.
- Во-вторых, необходимо использовать цифровые инструменты для поддержки продаж, таких как удаленный интерфейс клиентского менеджера, динамическое ценообразование, использование искусственного интеллекта для цифровизации рутинных операций, автоматизированный мониторинг кредитного портфеля на основе оценки рисков.
- В-третьих, необходимо обратить особое внимание на цифровизацию данных и аналитики. BCG считает, что «банки, которые максимально используют возможности анализа больших данных (big data), получают уникальные конкурентные преимущества как во взаимодействии со своим клиентом, так и в плане возможностей повышения внутренней эффективности. Для этого необходима выстроенная система управления данными, а также адаптированная к новым требованиям ИТ-архитектура. При этом важно пользоваться возможностями партнерств с компаниями, обладающими масштабными клиентскими базами, например с телеком-операторами, крупными розничными сетями, либо с агрегаторами услуг (ГИС ЖКХ)».
Авторы доклада признают, что у каждого корпоративного банка есть свой уникальный путь цифровой трансформации с присущими каждой организации сложностями. Однако банки вполне могут добиться успеха, если их топ-менеджеры осознают необходимость срочной цифровизации и переосмысления архитектуры операций. Для этого «необходимо сделать цифровую трансформацию приоритетной стратегической задачей», а также «переосмыслить операционную модель. При внедрении новых подходов к работе с клиентами, особенно для соблюдения баланса между традиционным и цифровым взаимодействием, банкам необходима такая операционная модель, которая позволит экономически эффективно предоставлять продукты и сервисы через различные каналы, удовлетворять быстро меняющиеся потребности клиентов и внедрять последние инновации».
Материал подготовлен Коммерсант: https://goo.gl/5HULjk
Ознакомиться с оригиналом отчета можно здесь (eng): https://goo.gl/2sQ6WQ