Если прочитав предыдущую запись вы решили, что я всю ответственность за безопасный переход возложил на пешеходов, то это не так. Вообще любой процесс на дороге безопасен только благодарю адекватным действиям всех сторон. Поэтому сейчас мы разберём безопасный проезд переходов водителями.
Ответственность водителя в случае ДТП на переходе проста и понятна - с высокой долей вероятности он будет виноват, поэтому я настоятельно рекомендую всем оснастить авто видеорегистратором, чтобы в случае откровенного нарушения пешеходом пункта 4.5 вы могли показать «как это было». Без видео шансов в суде практически нет. Однако, регистратор должен обезопасить водителя лишь от вопиющих случаев, а вообще, прежде всего, водитель должен обезопасить себя сам правильными действиями.
Переходы в нашей стране бывают очень и очень разные, они есть на тихих улочках, где скорость потока не превышает 40 км/ч, а перед переходом есть искусственная неровность. На таких переходах крайне редко что-то случается.
Но есть и куда более проблемная категория мест. Не секрет, что многие транзитные дороги у нас идут через населенные пункты, ну не сделаны у нас объездные дороги для тысяч деревень и городов. Эти места являются наиболее опасными. Когда вы едете далеко и впереди сотни километров, необходимость сбросить до 60 воспринимается как ненужная задержка в пути. Сейчас много где висят камеры, потому деваться некуда, но на трассах как правило действует правило +20. Я не могу сказать, что виню всех, кто так делает, действительно у нас есть куча откровенно мертвых деревень, где белый знак давно пора заменить синим, но есть и масса жилых мест. Огромное количество подобных есть на подмосковных вылетных дорогах. Я не юрист и не судья, поэтому в этом и в следующих постах не буду давать правовой оценки конкретным действиям. Более того, я сам еду +20 там, где здравый смысл разрешает. Но я призываю всех быть внимательнее, как только вы заметили знак перехода.
Если вокруг день, светло и сухо.
Оцените, через какое время вы будете на переходе. Как правило вы видите его за 15-20 секунд. Осмотрите окрестности. Вы должны быть готовыми к снижению скорости если:
- На тротуаре по направлению к переходу идут люди, которые могут дойти до него за то же время.
- по тротуару или краю дороги в направлении перехода едет велосипедист. Это особенно важный момент, по правилам нельзя переезжать переход на велосипеде, нужно спешиться и перекатить его, но кто бы это делал. Если вы с велосипедистом подъедете к переходу в одно время, будьте готовы, что он тупо повернёт на него и будет переезжать дорогу.
- если переход ограничен домами и дворами, и есть выходы, которые не просматриваются. За глухим металлическим забором может идти человек, который выйдет к переходу за 3 секунды до вашего прибытия и также незамедлительно он пойдёт через дорогу, пользуясь временным бессмертием, выдаваемым каждому, кто ступил на зебру.
- если переход совмещен с автобусной остановкой, которая не является прозрачной и вы не видите есть там кто-то или нет.
- если на остановке автобус. Многие забыли школьную истину, что автобус мы обходим только сзади и на YouTube вы сможете найти кучу тому подтверждений. Если стоит автобус, остановку и переход проползаем, по возможности с увеличенным боковым интервалом.
Если же переход в чистом поле, никого живого в радиусе 300 метров не видно, тогда конечно можно действовать в рамках здравого смысла и ехать с разумной скоростью равномерно.
Если ночь, дождь, снег и прочие породные сюрпризы.
Не надо думать, что в два часа ночи в конце октября под дождем все в деревне спят и вы тут едете один. Это ошибка. Особенно в пятницу или субботу.
Здесь я не буду перечислять условия, при которых снижать скорость, их диктует видимость, освещение, чистота фар. Если вы видите на 20 метров вперёд, но едете 70 км/ч, затормозить вы не успеете. Люди носят темную одежду и даже на освещённой улице, сквозь стекло, усеянное каплями дождя, вы не увидите есть кто-то на переходе или нет. Надеяться на то, что улица пуста, пешеход подождёт, пока вы проедете, ведь дальше никого нет, не надо. Он на переходе, его должны пропустить, в любое время дня и ночи.
Второй ряд.
Есть одно действие, которое надо довести до автоматизма, хотя это и не просто. Давайте признаемся себе честно, сплошную разметку мы не соблюдаем вообще и никогда, если она не отделяет встречную полосу. Да, я согласен, что сплошная, разделяющая ряды на мостах и в тоннелях это чисто советско-российский дебилизм, которого я больше нигде в мире не видел. Но есть и сплошная и в более важных местах, в частности перед переходом. Вы наверняка замечали, что прерывистая линия метров за 20 до перехода становится сплошной. Это означает, что перестраиваться перед переходом нельзя, и именно здесь такая разметка как нельзя к месту. Представьте ситуацию,вы едете в правом ряду, впереди едет какой-нибудь фургон, который и так еле ехал, а тут вообще тормозить начал. Левый ряд свободен? Действие очевидно. Руль влево, легкий тычек в рычаг поворотника, чтобы моргнул три раза, газу, чтобы автомат сбросил передачу и поехал бодрее... Но, стоп! Вы видите ту самую сплошную, которая вас никогда не парила, а через полсекунды из ниоткуда показывается детская коляска, владелица которой ещё не прошла уже остановившийся фургон, и даже повернув голову налево (и не факт, что реально повернув) не видит, что там в левом ряду. Представили? Пусть с вами такого никогда не случится. Но давайте отмотаем в начало. Я говорил именно о том, что надо начинать вырабатывать у себя чувство автоматизма,которое не позволит вам пересекать сплошную даже в рамках одного направления движения (про встречное я даже не говорю). Я делаю это уже пару лет и только сейчас я реально стал в неё упираться, что на машине, что на мотоцикле. Я не говорю о том, что не делаю этого нигде и никогда. Но моя внутренняя «система контроля полосы» включает зуммер, когда я подъезжаю к предпереходной или иной сплошной линии даже на пустой дороге. Это не значит, что я стал свят и не проеду по ней, но этот зуммер заставляет меня лишний раз посмотреть вокруг и по зеркалам.
Это, что касалось сплошной. Теперь о чтении дорожной ситуации в целом. Этому меня уже научила мотоезда, ведь на мотоцикле не важно прав ты или нет, ты прежде всего больно упадёшь, а уже потом будешь что-то доказывать (если сможешь). Но о мото у нас ещё будет много интересных постов ближе к сезону. Итак, о чем я говорю. В ПДД есть пункт, который гласит, что водитель не может продолжать движение, если перед переходом замедлилось и остановилось другое ТС, пока не убедится в отсутствии пешеходов на переходе. Я же призываю не опережать даже по своей полосе никакое ТС, которое внезапно начало тормозить, и даже если перехода нет. Во-первых у нас есть классная категория добрых людей, которая пропускает пешеходов вне перехода. Дай-ка люди пройдут,а мне плюсик в карму. Один мой товарищ так сделал и получил в карму не плюсик, а крестик. Во втором ряду внезапную доброту не успел оценить водитель газели, гружёной листовым железом. Пешеход отправился на вечный отдых, водитель газели в суд, а мой товарищ долго себя корил, когда понял свою роль в этом спектакле. Никогда не пропускайте людей там, где нет перехода!!! Ну, по крайней мере, не делайте этого, не оценив обстановку со всех сторон, ведь случись что, эта картина будет долго вам сниться. В отдельных ситуациях люди могут перейти дорогу вне перехода, эта ситуация описана в ПДД, мы обсудим ее отдельно, но в ней пешеход не имеет вообще никакого преимущества перед автомобилем, вот пусть стоит и ждёт.
Вернёмся к внезапно затормозившему ТС. Его водитель может и не собирался пропускать пешехода, но тот побежал напролом и действия водителя сейчас представляют собой предотвращение ДТП. Если кто-то рядом резко тормозит - тормозите, разбираться будете потом. Я лично проходил свидетелем по делу, где пешеход пробежал 3 ряда Щелковского шоссе из 4-х, а на четвёртом с ним встретился ваз-21099, который никак не отреагировал на резкое торможение машины в левом ряду. Я ехал им навстречу и понаблюдал все шоу в первом ряду. А потом ещё трижды пересказывал увиденное дознавателю и двум следователям. Собственно, благодаря тому что я, и водитель машины из левого ряда остались и дали свидетельские показания, «виновного» оправдали (пешеход просился бежать в поток, словно хотел там остаться). Я взял «виновного»в кавычки, поскольку де-юре он не был виновен, пешеход просто бросился в вечерний поток, но, будь водитель 99 чуть внимательнее и предусмотрительнее, он мог бы избежать двухмесячного разбирательства и не самых приятных воспоминаний о том дне.
И третья причина может быть связана даже не с пешеходом, а с чем угодно другим. Выезжающее с примыкающей дороги авто, выбежавшая собака, или сотрудник ДПС, который для чего-то тормозит поток.
Из последнего раздела выносим важное правило - читай дорожную ситуацию. Когда все нормально, никто не делает резких движений. Если делает, будь на чеку и не ломись вперёд, там может быть все что угодно, но скорее всего ничего хорошего.
Итак, соблюдая эти нехитрые, и, на самом деле, необременительные правила можно снизить вероятность встречи с пешеходом почти до нуля. Но выйдя из-за руля, будьте сами вежливым, порядочным и внимательным пешеходом. Как в предыдущей статье.
#водитель #безопасныедороги #бездтп #пешеходы #переход #гибдд