Расходы государства
Государственные расходы представляют собой регулируемую правовыми нормами деятельность, осуществляемую государством и заключающуюся в расходовании денежных фондов. Целями таких расходов могут быть государственное управление, производственное развитие, оборона, социальные, а также культурные нужды.
Содержание государственных расходов, а также их структура определяются задачами, решаемыми государством в текущем финансовом году.
Финансирование государственных расходов
Государство осуществляет свои расходы из разных фондов — централизованных (бюджеты разных уровней и внебюджетные государственные фонды) и децентрализованных (фонды государственных предприятий), соответственно планово-финансовым актам. Такие акты утверждаются соответствующими органами. Это подразумевает использование различных методов: финансирование, предоставление ссуд и кредитов из бюджета и пр.
Финансирование государственных расходов представляет собой регулируемое юридическими нормами выделение государственных финансов на безвозвратной основе на деятельность предприятий и учреждений в соответствии с выполняемыми ими функциями. Безвозвратность является отличием финансирования от кредитования и ссуд, которые совершаются на возвратной основе.
При переходе к рыночной экономике бюджетное законодательство предусматривало возможность выделять финансы из бюджета на возвратной и возмездной основе в виде бюджетного кредита.
Бюджетный кредит — это форма финансирования государственных расходов, предусматривающая предоставление финансовых средств из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому её бюджету либо юридическому лицу (кроме государственных учреждений), либо иностранному государству на основах возвратности и возмездности.
Сегодняшние источники финансирования государственных расходов, в том числе государственных инвестиций — это средства:
- государственных бюджетов, а также муниципальных бюджетов, которые соответственно специально принятым решениям могут выделяться на условиях срочности, возвратности, платности;
- внебюджетных государственных фондов;
- сфер народного хозяйства — фонды министерств и ведомств, а также финансовые ресурсы государственных предприятий.
В течение последних лет в формировании материальной основы финансирования государственных расходов повысилось значение привлечённых денежных средств.
К новым формам финансирования государственных расходов принадлежит финансирование объектов и программ, осуществляемое на основе конкурса. Также сюда относится предоставление гранта — одноразового безвозвратного и безвозмездного пособия, выдаваемого при условии соблюдения тех или иных требований учреждениям образования, а также творческим коллективам и др. на условиях конкурсного либо иного отбора.
Широкое распространение получило многоканальное финансирование программ, реализуемых государством, с применением финансов из бюджетов различных уровней, а также из внебюджетных источников.
Вместо прямого финансирования отдельно взятых объектов и программ очень распространена такая мера государственной поддержки их, как гарантии и поручительства для коммерческих банков, предоставляемые из федерального бюджета в качестве условия кредитования. Такие гарантии и поручительства становятся государственными расходами из федерального бюджета при нарушении обязательств относительно возврата кредита их получателями.
Осуществление государственных расходов вне зависимости от их источников и способов подразумевает обязательное соблюдение финансовой дисциплины, принципов эффективности, законности и целесообразности.