После ряда поражений понесенных от русской армии, Барская конфедерация(объединение польских шляхтичей не признававших короля - поддержанного Российской Империей Станислава Понятовского) в 1768 году обратилась за помощью к Турции.
Турецкий султан Мустафа Третий благосклонно принял дары от польской делегации, но выставил свои условия за объявление войны России - земли Волыни и Подолья должны отойти Османской Империи. Полякам ничего не оставалось, как соглашаться на условия турок, и в октябре 1768 года, после незначительно инцидента на турецкой границе, османский великий визирь арестовывает русского посла Обрескова, и бросает его в тюрьму. Это непростительное оскорбление на дипломатическом уровне было явной провокацией направленной на то, чтобы развязать войну. И в ответ, 18 ноября 1768 года Екатерина Вторая издала манифест, в котором объявляла Турции войну. Так началась Русско-Турецкая война 1768-1774 года.
К осени 1773 года обстановка на фронтах складывалась не в пользу турок. На европейском театре военных действий, русские войска подошли к Дунаю. В результате весенней компании, по задумке императрицы Екатерины Второй русская армия должна была форсировать Дунай и закрепиться на другом берегу. Командующий дунайской армией генерал П.А.Румянцев был не согласен с планом царицы, мотивируя свои соображения тем, что театр военных действий слишком обширен, а наличествующие русские войска на нем, слишком малы, для твердого удержания захваченных, в случае успеха, земель. Тем не менее весенняя компания началась. Румянцев избрал тактику, когда небольшие отряды русских войск переправлялись через Дунай и наносили урон врагу, откатываясь на свой берег, не предпринимая решительное наступление, на каком-то определенном участке, на этом этапе компании. Действуя таким образом в течении двух-трех месяцев, Петр Алексеевич прощупал оборону неприятеля и предпринял в июле наступление на турецкую крепость Силестрию, однако удар армии Нуман-паши во фланг показал уязвимость действующих под Силестрией войск. Несмотря на то что все сражения весенней компании остались за русской армией, памятуя об опасном маневре Нуман-паши, граф Румянецев предпочел вернуть армию за Дунай. Оставив небольшие гарнизоны, в крепостях на другом берегу в качестве плацдармов для последующих наступлений. Командовать обороной Гирсово - одного такого фортификационного укрепления и был назначен генерал-майор Александр Васильевич Суворов, в письме к императрице Румянцев пишет о Суворове «важный гирсовский пост поручил Суворову, ко всякому делу свою готовность и способность подтверждающему».
Прибыв на место, вновь назначенный командир гарнизона первым делом осмотрел местность, а также состояние фортификационных сооружений, доставшихся от турок. Найдя их в неудовлетворительном состоянии, Суворов отдает распоряжение, и повсюду закипает работа: очищаются рвы, восстанавливаются стены, строятся дополнительные шанцы(автономные полевые укрепления с бастионами и рвами). Александр Васильевич понимал, что после переправы основных сил русских за Дунай, турки рано или поздно придут в себя и начнут контрнаступление, а для его успеха необходимо вытеснить русские гарнизоны за реку. Поэтому он максимально ускоряет подготовку к обороне укрепления. В начале сентября в окрестностях поста появляются турецкие разъезды. Суворову стало очевидно что в ближайшее время противник предпримет попытку штурма, и потому, подтянул к своему отряду, в который входили Первый Московский и Выборгский полки, бригаду Милорадовича. Всего под началом Александра Васильевича в Гирсовом посту стояло около трех тысяч человек
Ранним утром четвертого сентября в окрестностях Гирсового поста показался крупный отряд турок. Турецкая конница сбила казачьи пикеты, и вернувшиеся с разведки казаки рапортовали о значительных силах неприятеля приближавшихся к фортификации. Вскоре выстроившись параллельно Дунаю в три ряда(как учили французские инструкторы, любезно помогавшие султану в борьбе с Россией), турецкие войска в количестве четырех тысяч пеших и трех тысяч конных воинов изготовились к штурму.
Александр Васильевич лично вышел за ограждения чтобы наилучшим образом оценить обстановку. Продолжая наблюдать за маневрами противника Суворов отдает приказ не стрелять издалека, а подпустить врага как можно ближе. Когда турецкая пехота двинулась на штурм ретраншемента, кто-то в ослушание приказа Суворова открыл стрельбу и османы откатились назад, не понеся потерь. Тогда Александр Васильевич отправил отряд казаков, в погоню за турками, с той целью, чтобы при столкновении с неприятелем сымитировать паническое бегство и вновь завлечь османов под стены укреплений, где их ждал разящий огонь картечи русских пушек и ружей. И казаки блестяще справились с поставленной задачей.
Тем временем турки на близлежащем холме установили батареи, и начали обстрел первого шанца. Под прикрытием своей артиллерии турецкая пехота на этом участке фронта, пошла на стремительный штурм, причем сделала это так внезапно, что сам Александр Васильевич едва успел укрыться за стенами укреплений. Когда турки приблизились достаточно близко грянул картечный залп артиллерии из замаскированных бойниц шанца, молчавшей до сего момента, не отвечая на огонь турецких пушек. Понеся большие потери, османская пехота бросилась бежать. В след за панически бегущим неприятелем, Суворов бросил два каре из резерва, а Первому Московскому полку отдал приказ выйти за укрепления ретраншемента и ударить по неприятельскому левому флангу. Не ожидая столь решительных действий более малочисленной русской армии, турки принялись бежать к своей батарее, дабы укрыться под прикрытием её огня. И частично им это удалось, однако подоспевший от Милорадовича Свияжский полк и гусары сделали свое дело, османы пустились наутек. Тридцать верст гнала русская конница толпу турок, нанося им тяжкий урон. Около тысячи турок полегло в том сражении, потери же русских составили всего десять человек. Граф Румянцев узнав о столь блистательно проведенном оборонительном сражении писал Суворову «За победу, в которой признаю искусство и храбрость предводителя и мужественный подвиг вверенных вам полков, воздайте похвалу и благодарение именем моим всем чинам, трудившимся в сем деле».
Оборона Гирсово стало заключительным успешным сражением весенне-осенней компании 1773 года. А в июле следующего года Турция была принуждена подписать Кючук-Кайнарджийский мирный договор, в результате которого началось присоединение к России Крыма и Кавказа. Так Россия приобрела статус стратегической державой в Черноморско-кавказском регионе.
Битва у Гирсова поста - как Суворов турок на Дунае разбил
30 марта 201830 мар 2018
3494
5 мин