3 февраля 2014 года в школе №263 в Москве произошло стрельбище с участием психически больного подростка. Это был первый "колумбайн" в России, что вовлекло в резонанс все уровни исполнительной власти. Подростка отправили на принудительное лечение, никого не посадили и где-то в этот момент опер всплакнул, ибо старался зря.
Отсутствие виноватого никак не уложилось в головах властей и специалистам из НИИ им. Сербского задали провокационный вопрос: "А если бы у подростка своевременно выявили шизофрению, то трагедии можно было бы избежать?". "Возможно", уклончиво ответили им. И, вуаля!
Бумага всё стерпит, и врач-психиатр был включен в перечень специалистов диспансеризации детского населения начиная с года.
Интересно, что звучат такие специалисты, как "врач-психиатр детский", "врач-психиатр подростковый". К слову, в номенклатуре нет такой врачебной специальности, но зато имеется такая должность в приказе.
Должности такие есть не везде, да, и так как специальности такой нет, занимать их может кто попало. Например, в одном известном нам регионе самокритичные специалисты отказались участвовать в данном балагане. В итоге их массово согнали на цикл лекций по "Детской и подростковой психиатрии", а затем индивидуально обрадовали, ну, всё, мол, ты теперь и детский психиатр, и подростковый, и жнец и на дуде игрец.
Проводи диспансеризацию!
Диспансеризация закладывается из фондов ОМС, а напротив строки "психиатр" указано "00 рублей 00 копеек". Под этим предлогом местами удается "держать оборону" и отлынивать от этой "священной обязанности". В 2015 году, федералы включили соизмеримое количество посещений в госзадание (разумеется, без увеличения финансирования и ввода дополнительных ставок, скажем, в детские поликлиники). Дабы выполнить план и не получить штраф на учреждение, пришлось эти медосмотры проводить. Психиатру одной из центральных районных больниц приходилось принимать 20-60 медосмотров в день (это помимо реально больных детей и взрослых).
Во многих регионах введена электронная документация, на её оформление уходит в среднем 2 минуты, это если ничего не писать, а использовать заготовленные клише. Как вам качество ведения медицинской документации?
Выглядит это вот так.
А вот это из опыта - специальный день для выезда в районы, осмотр на местах до 200 детей в день вместе с педиатром и хирургом. Если хочешь расправиться с дитями до утра, нужно задавать только три вопроса: "Как тебя зовут?", "В каком классе учишься?" "Как у тебя дела?".
В таких условиях получается выявить, в лучшем случае, грубое расстройство, вроде психоза или слабоумия. Повторимся, что подобные дела в состоянии заподозрить не то что педиатр или педагог, но даже уборщик в школе или поликлинике, просто проходя мимо ребенка. Не заметить у ребенка/подростка психоз или слабоумие может только больной родитель, а "вменяемый" не будет ждать медосмотра, когда их ребенок болтает с "голосами", лакает из миски (якобы он - “котенок"), коллекционирует экскременты животных или молчит в 5-ть лет и, мыча мажет стены калом.
Вообще, родители, приходя на медосмотр всегда занимают оборонительную позицию. Они во всеоружии, готовы до последней капли крови оборонять своего ребеночка от злодея-психиатра (который только и ждёт, как "поставить на учёт" и "сделать овощ" из любого, кто попал в поле зрения.
Церковь саентологии тоже подливает масла в огонь. Вот их инструкция "как уберечь детей от попадания к психиатрам", а вот видеоролик "Осторожно! Психиатры в школе!" от какой-то тётеньки, зарабатывающей деньги на том, чтобы отговаривать психически больных не лечиться (кстати, судя по расценкам, тётенька зарабатывает побольше, чем мы за то, чтобы уговорить больного лечиться). Как нас тут у входа в школу ещё с вилами не встречают после таких роликов!
Один коллега - детский психиатр рассказал нам, что за 4 года подобной практики ни одна из рекомендаций, данных на медосмотрах выполнена не была. Не было выявлено ни одного заболевания. Тут такая штука, выставить диагноз и завести карту - это же согласие нужно (про время мы уже сказали). Адекватные родители уже получали к моменту медосмотра помощь в полном объеме, если она была необходима. Остальные приходили позже, через год, по настоянию школы, органов опеки и других специалистов. Иногда, с ними уже был тот пушистый арктический зверь, что не лечится. Когда напоминаешь про свои рекомендации, данные на медосмотре, смотрят снисходительно пустыми глазами. С течением времени перестаешь эмоционально реагировать и давать рекомендации, тогда появляется сноровка, и начинаешь ловко укладываться в госзадание по медосмотрам.
Зачем и кому всё это нужно.
Единственная практическая польза от всего этого - общение со здоровыми детьми. Работая только с больными, начинаешь забывать, как выглядит здоровый ребенок в том или ином возрасте, глаз "замыливается". Но это не стоит и десятой части рабочего времени, которое можно посвятить тем, кому оно действительно нужно!
Зато теперь к уголовному делу психически больного подростка-"колумбайниста" можно приложить листик медосмотра с подписью психиатра и объявить на всю страну, что трагедия произошла вследствие ненадлежащего исполнения им профессиональных обязанностей. На два года одним специалистом-бракоделом станет меньше. Пара сотен посообразительней свалят из бюджета. Замечательная мера профилактики!
PS: С 1 января 2018 года больше не проводится медосмотр детей, поступающих в образовательные учреждения. Обязательный осмотр психиатра включен в диспансеризацию детей 2, 6, 14, 15, 16 и 17 лет. Общий случай медосмотра будет оплачиваться врачам иных специальностей, даже если кто-то из специалистов (например, психиатр) пройден не будет. Психиатрам по госзаданию оплачено навскидку в 5 раз меньшее количество посещений, чем требуется для охвата медосмотрами вышеперечисленных групп детей. Соответственно, они должны будут проводить эти медосмотры бесплатно. Вероника Игоревна, может быть завяжем уже?
Подписывайтесь на канал в Telegram @psycho_killers.Самое интересное от нашей команды здесь. Наша группа VK.