Итак. Для тех, кто не в курсе: в ночь с 21 на 22 января 2018 года девятнадцатилетний студент МГТУ им. Баумана зверски убил свою подругу, с которой совместно снимал жильё. После чего он, вероятно, надругался над трупом и покончил с собой. История вызвала резонанс в сети, ввиду того, что молодой человек после убийства обстоятельно изложил свои мысли и впечатления от содеянного в интернете.
Зафиксировано несколько попыток дать трактовку происшедшему, но настолько невразумительных, что мы с коллегами решились провести бригадный разбор инцидента. Нами было изучено:
2) Слитая ОПЕРами картина с места происшествия
3) Архив удаленной из Вконтакте странички
Для проведения полноценной судебно-психиатрической экспертизы данных недостаточно. Очень хотелось бы приобщить характеристики из школы, института, заключение судмедэкспертизы. Открытые вопросы и допущения остаются, но ключевые моменты пояснить можно.
Начнем с того, а психически больной ли перед нами гражданин? И не в плане «нормальный» или «ненормальный», ясно, что зверское преступление идет грубо вразрез с общественными нормами. Нужно понять, перед нами жертва заболевания, на которое следует списать происшествие как на стихийное бедствие, или перед нами преступник, заслуживающий наказания, презрения и порицания? Именно поэтому, как ни странно на первый взгляд, серийные убийцы, педофилы, террористы и прочие нелюди чаще всего признаются психически здоровыми. Действуя иначе, мы дойдем до того, что психологические аномалии каждого преступника начнем оформлять как психиатрический диагноз. Следующим шагом будет торжественное закрытие тюрем и открытие эквивалентного количества лечебниц. Звучит как утопия, но такие психологические аномалии поддаются лечению только теми же процедурами, которые помогают, например, горбатым.
Перед нами гражданин с развитым интеллектом (студент хорошего ВУЗа, занимается интеллектуальны трудом). То, что он сумел доучиться до 3 курса, свидетельствует об отсутствии грубых нарушений эмоций и воли. Нигде не звучит о наличии у молодого человека галлюцинаций, бреда, нарушений мышления или иных проявлений душевной болезни. То что он прекрасно вспомнил в деталях все происшедшее, исключает такие состояния как патологический аффект, патологическое опьянение, транс, фугу. То есть у него нет никакого расстройства, которое могло бы послужить основанием для освобождения от уголовной ответственности, не наложи он на себя руки.
А вот с его личностным профилем всё намного печальней. Психологические проблемы мальчика лежат несколько глубже модных депрессий и «экзистенциального кризиса», как он попытался представить. Трагедия не является следствием увлечений юноши компьютерными играми, интернетом, наркотиками и «несчастной любви», как пытаются трактовать не наши коллеги в прессе.
Не смотря на то, что перед нами, скорее всего, интеллектуально сохранный гражданин, когда читаешь его, «предсмертное письмо» складывается впечатление, что пишет подросток лет четырнадцати. Высказывания примитивны, добавление «умных» слов только добавляет в эти письмена ощущение личностной незрелости. У него в лексиконе явно отсутствуют слова, предназначенные для описания эмоций. Отсюда и обилие мата. Слова для обозначения высших эмоций отсутствуют, вероятно как и сами высшие эмоции. Да, он стремился показать всем то, что он ранимый, страдающий от депрессии и неразделенной любви гражданин. Отсюда его художественные черно-белые фото, демонстративные порезы на руках, обилие депрессивных и суицидных композиций на странице вконтакте. Психолога и психиатра он посещал, вероятно, тоже с демонстративной целью, предъявляя депрессивные жалобы. При этом он проявляет отсутствие чувства жалости, сострадания, эмпатии. Причем, полное. К кому-то кроме себя. Он только что убил человека, а сидит и пишет себе хвалебные посты в интернете в духе Раскольникова: «…я сделал то, что захотел и посчитал нужным, потому что я могу». Все свое повествование он намеренно, осознанно подчеркивает, что ему абсолютно все равно, что в соседней комнате лежит труп. Ему очень хочется, чтобы и на работе все пожалели, что лишились такого специалиста: «интересно, насколько я буду являться сильной потерей для команды». Характерные демонстративные замечания про родителей "они думали, что я их любил, а я их ненавидел", в младшей школе хотел с приятелем расправиться (как бы объясняет, что "всегда был плохим"). В «пожелания напоследок» он дает свысока, подчеркивая свою исключительность, причем преимущественно в негативном плане. Да и, в целом, трансляцию всего этого дела устроил для чего? Чтобы читали.
Чувствовать любовь, как и другие высшие эмоции, такой индивид, разумеется, неспособен. В данном случае мы имеем дело с явлениями сексуального аддикта (т.е. зависимости). Парень на протяжении длительного времени вожделел своею соседку, она взаимностью не отвечала. Напротив, на его глазах миловалась с другими. Самолюбие гражданина с непомерно завышенной самооценкой было брошено в пыль и растоптано. Мысли об объекте вожделения приобрели сверхценный характер. Состояние алкогольного (или наркотического) опьянения способствовало реализации как нереализованного полового влечения, так и мести за ущемленное самолюбие. И покончил с собой он не от душевной боли или сожаления, а от страха перед ответственностью.
С точки зрения сексологии всё не так однозначно. Невозможно с уверенностью утверждать что парень некрофил, ибо по принятым критериям необходим полугодовой временной интервал с периодически повторяющимися, интенсивными, сексуально возбуждающими фантазиями, внутриличностной борьбой и т.д. Мы не можем знать, представлял ли он себе половой акт с трупом своей подруги ранее или же все таки это была форма влечения, к которой привело стечение обстоятельств и снижение волевого самоконтроля под воздействием неспецифических факторов (опять же опьянение). Да и вообще, пока нет судебно-медицинского заключения, подтверждающего, что этот половой акт вообще имел место быть.
Таким образом, в личностном профиле молодого человека доминируют черты, присущие истероидам, то есть пустым демонстративным, эгоцентричным, эмоционально и нравственно неполноценным личностям. Для того, чтобы доказать или опровергнуть, достигали ли эти черты уровня психопатии недостаточно биографических сведений. Да и нужно ли это? В любом случае данный диагноз не является диагнозом психического заболевания и не исключает вменяемости.
Будем ли мы вспоминать о нем что-нибудь хорошее, как он просил? Едва ли.
Подписывайтесь на наш канал https://t.me/psycho_killers
P.S: Товарищи, планирующие самоубийство. Убедительная просьба, в предсмертных записках не нужно упоминать своего психиатра или психолога, если только это не он подвел вас к суициду. Даже тепло и с искренней благодарностью. Это в любом случае выглядит хреново! Артем Сергеевич, вы тут совершенно не причем.
P.P.S. Инди поп-группа "Мы" хорошая. Они тут тоже не причем.
#криминал #суицид #москва #клинразбор