Найти тему
Газета Солидарность

Старые песни о… трудовой книжке

Оглавление

“Нам песня строить и жить помогает” - какие зажигательные слова! Вот так, с песней, с хорошим настроением наши дедушки и бабушки поднимали на небывалые высоты народное хозяйство страны Советов. И кто сейчас посмеет сказать: песни не те были, работали спустя рукава, рекорды не ставили? А? Никто. Есть, конечно, отдельные несознательные или малоинформированные граждане, но не они, слава богу, историю пишут. Но - ближе к теме сегодняшних песен.

ПЕСНЯ О ЦИФРЕ

Самая главная песенка последнего сезона - о цифровой экономике. И кто только не напевает эти куплеты! А что - запоминается просто: “Нам цифра строить и жить помогает!”

И правда, куда ни глянь, везде цифру обнаружишь. От дневника родного дитяти на сайте школы (лучше бы пять, на худой конец четыре, от остальных цифр уже валерьянкой попахивает, особенно если в четверти или по итогу года) до паролей на всяких там гаджетах. А тут и цифровые фото, цифровые подписи, цифровые коды...

Не обошла цифра стороной и трудовую сферу. Захочешь, а не обойдешь, очень эта сфера большая. Цифра рвется в трудовые отношения: возьмите меня, я вам пригожусь. И вроде нашлось для нее место. Сначала в Сбербанке, а потом и в федеральных ведомствах подумали: а давайте-ка отцифруем, например, книжку трудовую. Чего она от жизни отстает? До сих пор бумажная! Немодно это, не по словам песни. И пошли писать программы программеры… Может, это и модно, может, это и в тренде. Но складывается такой вот визуальный образ: вагоны поезда “Сапсан” тянет дрезина с ручным приводом.

А когда и зачем возник сам институт трудовой книжки в нашей стране? Заглянем-ка в историю.

ДЛЯ НЕТРУДЯЩИХСЯ И АНТИСОЦИАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Представьте себе осень 1918 года. Холод, голод, война гражданская, все помноженное на революционный энтузиазм: “Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем!..” Разрушили, как и обещали, до основания. А на пепелище жить не то что некомфортно, а со всей революционной прямотой скажем: невозможно. И советская власть начинает институты восстанавливать, но по-своему, по-реформаторски. Был институт буржуазного паспорта - будет институт трудовой книжки! Труд всему голова, и в первую очередь надо это внушить несознательной части населения, которая, по мнению большевиков, этого по своей эксплуататорской природе понять без нового института не могла.

Сказано - сделано. И появился декрет Совета народных комиссаров о трудовых книжках для нетрудящихся. Обратите внимание: для нетрудящихся! А еще в этом уникальном документе черным по белому разъяснено, что трудовая книжица будет выдана взамен старорежимных паспортов и удостоверений личности!

Мандаты для комиссаров оставили, но, мысля на сотни лет вперед, собирались книжками трудовыми обеспечить все население. Только осталось тайной, почему именно такое название дали сему документу? Выскажу непроверенную версию, что это от большой любви к литературе. Из песни слов не выкинешь: руководство советского государства было составлено из людей начитанных.

Будущее в будущем, а в том настоящем первыми счастливцами, кому книжки стали вручать, были элементы нетрудящиеся. Не путать с инвалидами! Ну и кто эти элементы из классовой таблицы? А вот кто:

1) лица, живущие на нетрудовой доход, поступления с имущества, проценты с капитала (вкладчики в банках, арендодатели, владельцы акций и ценных бумаг - паразиты, одним словом!);

2) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли (капиталисты, недорезанные в 1917-м);

3) члены советов и правлений акционерных обществ, компаний и всякого рода товариществ и директора этих обществ (менеджеры, на современный лад);

4) частные торговцы, биржевые маклеры, торговые и коммерческие посредники (в революционной терминологии - спекулянты бессовестные);

5) лица так называемых свободных профессий, если они не выполняют общественно полезных функций (поэты, писатели, артисты, художники, адвокаты, нотариусы и прочие бесполезные граждане, переводящие без толку дефицитные материальные блага не поймешь на что);

6) всякие лица, не имеющие определенных занятий. Например, бывшие офицеры, воспитанники юнкерских училищ и кадетских корпусов, бывшие присяжные поверенные и их помощники, частные поверенные и прочие лица данной категории (пятая колонна, хулиганы и иные антисоциальные элементы!).

Поскольку в желании этих отщепенцев поработать на благо светлого будущего руководство уверено не было, то постановили в трудовую книжку вносить сведения о выполнении возложенных на “нетрудящийся элемент” общественных работ.

Как вы сами понимаете, общественные работы - это не работы по найму в классическом смысле этого слова, а по сути своей - некоторое, я бы сказал осторожненько, принуждение. И для тех, кто не пожелает трудкнижку завести и получать в них отметки об исполнении Общественного Долга, даже штраф предусмотрели, для того времени не маленький - 1000 целковых рублей. А для особенно упертых деклассированных элементов - и помещение в места не столь отдаленные на целых полгода. А как иначе, если революционную логику не понимают? Подумаешь, в царский период считался научным или художественным гением! А перед революцией заслуг - нетути, и шабаш!

Наличие трудовой книжки было как основанием для получения продовольственных карточек, так и давало возможность проехать по бескрайним просторам Родины.

Оформлена трудовая книжка - временное удостоверение личности буржуазных недобитков - была креативно и с чувством здорового юмора, а может, даже и сарказма. Представьте: обложка с лозунгом “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”. Во как! Буржуям по мозгам! Пусть каждый день, ухватывая потухшим взглядом этот лозунг, содрогаются и перевоспитываются, то есть перековываются. И окончательно, под дых мироедам, еще один лозунг: “Кто не работает, тот не ест!”

Короче, тут тебе и моральное стимулирование (лозунги), чтобы изменить представление о труде в лучшую, сознательную сторону, и формальное (документик-то покажь!), и материальное (сделал дело - ешь смело), и административно-уголовное (бесплатная баланда сами знаете где).

По наличию или отсутствию трудовой книжки до 1919 года можно было определить, к какому социальному слою человек относится.

Окончание следует

Александр Сафонов