Найти в Дзене
Обозреватель

Логопеду в помощь! Занятие: звук и буква Ж.

Цели:

коррекционно-образовательные:

- формировать предикативную функцию речи и «семантическое поле» слова «жук»;

- формировать навыки словоизменения;

коррекционно-развивающие:

- формировать правильный артикуляционный уклад звука «Ж»;

автоматизировать звук «Ж» в слогах, словах, предложениях;

развивать фонематический слух и восприятие; закреплять знания о насекомых и действиях, которые они выполняют;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать чувство любви к природе.

Оборудование: зеркала, наборы для составления схем, предметные картинки с изображением насе­комых, таблица акустико-артикуляционной характеристики звука.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Какой звук чаще всего слышится:

Жук отважный однажды,

Жужжа, ожидал ужин важный.

Должен он был за ужином

Обслуживать жужелиц дюжину.

II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики.

Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление. «Кулачки».

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко с напряжением,

Пальчики прижаты,

Пальчики сильней сжимаем —

Отпускаем, разжимаем.

Знайте, девочки и мальчики,

Мы с вами отдыхаем.

2. Развитие общей моторики. «Жук».

Жук ползет по ветке

Дети ползут по положенной на пол узкой доске.

Жук падает с ветки на землю, болтает лапками,

Припадают на пол, болтают руками и ногами

затем переворачивается, встает и летит.

Дети бегут, взмахивая «крыльями» -руками.

3. Развитие мелкой моторики.

Я весёлый майский жук,

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу

А зовут меня Жу-жу.

Не кусай, комарик злой,

Я уже бегу домой.

Сжать кулачок, указатель­ный палец и мизинец развес­ти в стороны — «усы», поше­велить ими. Сжать кулачок, указательный палец вперёд (хоботок). Мизинец и боль­шой пальцы, расслабив, опус­тить вниз —«лапки».

4. Массаж лица.

По общим правилам.

5. Развитие мимических мышц.

После массажа любуемся собой: возмутились, рассердились, нахмурились, удивились, обрадова­лись.

6. Артикуляционная гимнастика:

- округлить губы при сближенных зубах;

- рот широко открыт, удерживание широко рас­пластанного языка под счет на нижней губе;

- широким языком обнять верхнюю губу, верхние зубы, занести язык в форме «чашечки» в рот;

- удерживание языка в положении «чашечки» под счет снаружи рта и за верхними зубами;

- занесение языка в положении «чашечки» за верхние зубы с подключением сильного рото­вого выдоха. (Все упражнения выполняются перед зеркалом с подключением тактильного контроля.)

7. Работа по развитию дыхания и голоса.

В магазин жуки ходили

Шарик там себе купили:

Будут шарик надувать,

Будут шариком играть.

Раздувайся, наш шар,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой и не лопайся!

Контроль за движением брюшной стенки.

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы занятия.

Логопед: «Сегодня мы с вами отправимся в стра­ну Жужжандию, где проживают разные насекомые, а главный правитель у них — жук. С приходом весны пробуждаются жители этой страны».

2. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: «Проверьте, правильно ли у вас работают губы, язык. Губы вытяните бубликом, рупором; кончик языка поднимайте за верхние зубы; боковые края языка прижимайте к верхним коренным зубам; язык должен принять форму чашечки; превратитесь в жука и пожужжите так, как на лугу жужжат настоящие жуки. Приложите руку к горлу, почувствуйте,
как работают ваши голосовые связки.

Звук «Ж» — согласный, твердый, звонкий, шипя­щий.

3. Развитие фонематического слуха. Игра «Чудо-дерево».

Украсить дерево игрушками, в названиях кото­рых имеется соответствующий звук.

4. Связь звука и буквы.

Эта буква широка

И похожа на жука

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С. Маршак)

5. Автоматизация звуков в слогах, словах, предло­жениях и текстах.

- Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

- Звуковой анализ с графической записью.

- По заданной схеме составить предложение со словом «жук» и «Жужжандия».

IV. Физкультминутка.

По бокам себя пошлепаем!

Можем хлопать за спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо машем!

Влево машем!

И крест-на-крест

Руки сложим.

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

- Логопед: «Итак, мы отправляемся в Жужжандию. ) Это, ребята, страна насекомых. Как вы думаете, кто там живет?» Дети перечисляют насекомых: «Бабочка, муха, пчела, оса, жук, комар, стрекоза, кузнечик, паук, муравей».

- Логопед: «Сегодня мы будем говорить о том, что умеют делать жители этой страны и поиграем в игру: «Один — много».

Бабочка порхает, а бабочки... (порхают),

Пчела мед собирает, а пчелы мед... (собирают).

Оса жалит, а осы... (жалят).

Жук жужжит, а жуки... (жужжат).

Комар звенит, а комары... (звенят).

Стрекоза стрекочет, а стрекозы... (стреко­чут).

Муха в дом залетает, а мухи... (залетают).

Кузнечик прыгает, а кузнечики... (прыгают).

Паук паутину ткет, а пауки... (ткут).

Муравей муравейник строит, а муравьи... (строят).

VI. Итог занятия и оценка работы детей.

- В какой стране мы сегодня побывали? Кто там главный правитель? Какой звук он издает? Кто его подданные?