Цели:
- Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [С] – [Ш].
- Закреплять навыки произношения звуков [С] – [Ш], навыки различения звуков [С] – [Ш] в слогах, словах и фразах.
- Развивать фонематическое восприятие и слух.
- Развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
- Развивать у детей связную речь.
- Формировать память, внимание, мышление.
- Воспитывать умение общаться друг с другом.
Оборудование:
- Индивидуальные зеркала.
- Предметные картинки на звуки [С] – [Ш].
- Домики с буквами С, Ш.
- Карточки-схемы по составлению звукового анализа слов (демонстрационный и на каждого ребенка).
- Карточки с картинками на определение ударного слога.
- Предметная картинка (бабушка вяжет шерстяной шарф).
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчение (дети делают вдох и выдох три раза).
2. Логопедическая зарядка.
Пальчиковая гимнастика:
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети!
(Разводят руки в стороны, затем крепко обнимают себя за плечи)
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель.
(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)
Мамы разные нужны,
(Сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны.
(Разводят руки, поднимают ладошками вверх).
Самомассаж лица.
Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки),
И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз),
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам),
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз),
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки),
А потом уходим пальцами на щечки (пальцы перебегают на щеки),
Щечки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями),
Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).
Артикуляционная гимнастика.
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку,
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
Сказка «У бабушки с дедушкой».
Толстые внуки приехали в гости (упражнение «Толстячки»),
С ними худые – лишь кожа да кости (упражнение «Худышки),
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (упражнение «Улыбка»),
Поцеловать они всех потянулись (упражнение «Дудочка»),
Утром проснулись – в улыбочку губы (упражнение «Улыбка»),
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами),
Влево и вправо, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком),
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами),
Губы сожмем мы и рот прополощем (поочередное надувание щек – губы не пропускают воздух)
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы),
Блюдца поставим – блины нам положат (упражнение «Лопаточка»),
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на «лопаточку»),
Блинчик жуем, завернем и надкусим (упражнение «Желобок»),
Теперь в завернутый блинчик подуем (подуть в «желобок»),
Чаю попили - никто не обижен,
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).
3. «Разминка для ума».
- На какие две большие группы делятся звуки и буквы? Гласные и согласные.
- Чем отличается звук от буквы?
Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем.
- Какие звуки мы называет гласными?
Если воздух, выходя изо рта, не встречает преграду, то это гласный звук.
- Сколько всего гласных звуков? Шесть. А, О, У, Э, Ы, И.
- Сколько всего гласных букв? Десять. А, О, У, Э, Ы, И, Е, Ё, Ю, Я.
- Какие звуки мы называем согласными?
Если воздух, выходя изо рта, встречает преграду, то это согласный звук.
- Какие гласные стоят после твердых согласных? А, О, У, Э, Ы.
- Как называются эти гласные? Гласные первого ряда.
- Какие гласные указывают на то, что согласный перед ними читается мягко?
Е, Ё, Ю, Я, И.
- Как называются эти гласные? Гласные второго ряда.
- Какая гласная буква никогда не пишется в начале слова? Ы.
- Какие согласные звуки всегда твердые? Ж, Ш, Ц.
- Какие согласные звуки всегда мягкие? Ч, Щ, Й.
- Назовите парные согласные звуки. Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш.
- Чем отличаются звонкие и глухие согласные звуки?
Звонкие произносим с голосом, а глухие – без голоса.
- Что образует сочетание гласных и согласных звуков? Слог.
- Как определить количество слогов в слове?
Сколько гласных звуков, столько и слогов.
- Какие буквы не имеют звукового обозначения? Ъ, Ь.
4. Сообщение темы.
Логопед: Сегодня мы с вами будем учиться дифференцировать звуки [С] – [Ш]. Дайте характеристику звукам [С] – [Ш].
Дети: Звук С.
Звук Ш.
5. Игра «Засели домики».
На доску выставляются домики с буквами С и Ш. Детям предлагается поместить картинки, в названии которых есть звуки [С] – [Ш] в соответствующие домики с буквами С, Ш. шкаф, сапожок, часы, шарик, мишка, машина, сова.
6. Упражнение «Определи место звуков [С] – [Ш]»
Дети определяют местоположение звуков [С] – [Ш] в названиях картинок, выставленных в домиках.
7. Упражнение «Слова-рифмовочки».
К картинкам, выставленных в домиках, дети подбирают картинки слов-рифмовочек (сова-дрова, сапожок-утюжок, часы – весы, шарик-фонарик, мишка-книжка, машина-малина, шкаф-жираф).
8. Физкультминутка.
Мы сидели и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Руки вверх, руки вниз,
Влево-вправо повернись,
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левая вверх, правая вверх,
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
9. Фонетический разбор слов.
На доске ребенок делает фонетический разбор слова ШАР с использованием схем-карточек.
Скороговорки на звуки [С] – [Ш].
Сам сказать сумей-ка:
В саду стоит скамейка,
На скамейке сидит кот,
Он нам песенки поет.
Из кискиной миски пес
Сегодня «Вискас» унес,
А киска у пса из миски
Есть с аппетитом сосиски.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Стынет суп у Сони, Светы,
А они сосут конфеты.
Две букашки на опушке
Шью мышатам по подушке.
Тише, мыши, не шумите,
Нашу Машу не будите.
Пишет школьник Паша:
«Шапка, шайба, каша,
Мышка, мошка, шутка,
Шахматы, мишутка».
У Маши котенок Тимошка,
У Миши мышонок Тотошка,
Не могут Тотошка с Тимошкой
Не шуметь хотя бы немножко.