75 лет назад, во время Второй мировой войны, в ходе операции "Ганнерсайд", секретный диверсионный отряд уничтожил важнейшую химическую лабораторию нацистской Германии.
После того, как он передал солдатам капсулы с цианистым калием, Полковник Лоренской армии Норвегии Лейф Тронстад, сказал им, "Я не могу сказать вам, почему эта миссия так важна, но если вам это удастся, вас будут помнить на протяжении столетий."
Тем не менее диверсанты знали что предыдущая попытка уничтожить лабораторию, совершенная их английскими союзниками закончилась полным провалом. Два планера, доставлявшие солдат, разбились во время полета. Выжившие были с легкостью захвачены фашистскими солдатами, подверглись пыткам и были казнены. Такая же участь грозила и этим норвежцам если они будут захвачены.
В этом году исполнилось 75 лет операции "Ганнерсайд", это была одна из самых важных диверсионных операций за всю Вторую мировую. Успех норвежцев отбросил нацистских ученых на месяцы назад в ходе разработки ядерного оружия. И позволил США обогнать немцев в гонке над созданием ядерной бомбы.
Многие связывают стремление США создать ядерное оружие с войной в Тихом океане, но Манхэттенский проект (американская программа по созданию ядерного оружия) был начат из-за подозрений союзников в том что фашисты активно разрабатывают атомную бомбу. Однако сражения в Европе закончились до того как была создана ядерное оружее. Кстати, 7 мая 1945 года, в тот самый день, когда Германия сдалась, была проведены испытания для Тринити - первой американской атомной бомбы.
Таким образом, американская атомная бомба появилась слишком поздно для использования против Германии. Тем не менее, если бы немцы разработали свою собственную бомбу всего несколькими месяцами ранее, исход войны в Европе, возможно, был бы совершенно иным. Месяцы задержек, вызванные саботажем на химическом заводе в Веморке могли быть решающими в победе над немцами.
Фашистская атомная бомба нуждалась в тяжелой воде
Полковник Тронстад, который до войны был профессором химии, сумел сказать своим людям что химический завод в Веморке создавал "тяжелую воду", важный компонент в создании ядерного оружия. Кроме того, норвежские солдаты ничего не знали об атомных бомбах или о том, как использовалась тяжелая вода. Даже сегодня, когда многие люди имеют хотя бы рудиментарное понимание атомных бомбах и знают, что источником их огромной энергии является расщепление атомов, мало кто имеет представление о том, что такое тяжелая вода или ее роль в расщеплении этих атомов. Еще меньше известно, почему немецкие ученые-ядерщики нуждались в ней, а американцы нет.
«Тяжелая вода» - это вода с молекулярной массой 20, а не 18 атомных единиц массы. В то время как в ядре нормального атома водорода имеется одна субатомная частица, называемая протоном, ядра атомов водорода в тяжелой воде имеют как протон, так и нейтрон. Молекулы воды с тяжелыми атомами водорода чрезвычайно редки в природе (менее одного миллиарда природных молекул воды - тяжелые), поэтому немцам пришлось искусственно производить всю тяжелую воду, в которой они нуждались.
С точки зрения химии тяжелая вода и нормальная вода ведут себя очень похоже, и вы не обнаружили бы никаких различий в повседневной жизни, вы бы так же пили ее и мылись бы в ней если бы она вдруг полилась из вашего крана. Но вы заметили бы, что кубики льда, сделанные из тяжелой воды не плавают, когда вы кладете их в стакан с нормальной водой из-за их повышенной плотности.
Эти различия тонкие, но есть то что тяжелая вода делает, что нормальная вода не может. Когда быстрые нейтроны, высвобождаемые расщеплением атомов (ядерное деление), проходят через тяжелую воду, взаимодействуя с молекулами тяжелой воды они замедляются . Это важно, потому что медленно движущиеся нейтроны более эффективны при расщеплении атомов урана, чем быстрые нейтроны. Поскольку нейтроны, перемещающиеся через тяжелую воду, расщепляют атомы более эффективно, требуется меньшее количество урана для достижения критической массы (минимальное количество урана, необходимое для начала спонтанной цепной реакции атомов). Именно эта цепная реакция в критической массе высвобождает взрывную энергию бомбы. Вот почему немцам нужна была тяжелая вода; их стратегия создания атомного взрыва зависела от этого.
Американский подход к достижению критической массы заключался в использовании обогащенного урана. Американская атомная бомба использовала Уран-235, в то время как немцы использовали не обогащенный уран. И американцы предпочли использовать графит вместо тяжелой воды для замедления нейтронов. Редкость тяжелой воды сделала ее ахиллесовой пятой нацистской ядерной программы.
Скрытный подход норвежцев.
Вместо того, чтобы повторять британскую стратегию отправления десятков мужчин на планерах, летящих с тяжелым оружием и снаряжением (включая велосипеды!), чтобы пересечь заснеженные дороги и совершить лобовую атаку на главные ворота завода, норвежцы положились на альтернативную стратегию. Они десантировали небольшую группу опытных лыжников в лес, которая окружал завод. Легко вооруженные лыжники затем быстро отправились на завод и использовали бы скрытность, а не силу, чтобы пробраться в помещение для производства тяжелой воды, и уничтожить ее взрывчаткой.
Шесть норвежских солдат были сброшены, чтобы встретиться с четырьмя другими, уже находящимися на месте. (Четверо десантировались за несколько недель до этого, чтобы устроить освещенную взлетно-посадочную полосу на озеро для британских планеров, которые так и не прибыли.) На земле к ним присоединился норвежский шпион. Группа из 11 человек изначально задержалась из-за тяжелых погодных условий, но как только погода наконец-то прояснилась, солдаты быстро продвинулись к своей цели по заснеженной сельской местности.
Завод в Веморке располагался на крутом склоне. По прибытии к ущелью, которое служило своего рода защитным рвом, солдаты поняли, что попытка пересечь охраняемый мост будет фатальной. Итак, под покровом темноты они спустились на дно ущелья, пересекли замерзший поток и поднялись по крутым утесам к заводу, полностью обходя мост. Немцы думали, что ущелье непроходимо, так что он не был защищен от такого подхода.
Затем норвежцы смогли проскользнуть мимо часовых и найти путь в помещение для создания тяжелой воды, опираясь на карты завода, предоставленные норвежскими работниками из числа сопротивления. Они быстро установили свою взрывчатку и ускользнули. Они покинули территорию завода сцены во время хаоса учиненного взрывом. Не было произведено ни одного выстрела и никто не погиб.
Покинув завод солдаты отступили через ущелье, а затем разделились на небольшие группы, которые независимо проехали на восток к безопасности в нейтральную Швецию. В конце концов, каждый вернулся к своему норвежскому подразделению, размещенному в Великобритании.
Немцы позже смогли восстановить свой завод и возобновить добычу тяжелой воды. Последующие бомбардировки завода союзниками не были эффективны. Но ущерб уже был нанесен. Создание нацистской атомной бомбы было замедлено достаточно, чтобы она никогда не была завершена вовремя, чтобы повлиять на исход войны.