В ходе военных действий второй мировой войны выявилась недостаточная проходимость колесных и гусеничных машин по слабым грунтам и глубокой снежной целине.
Имевшийся опыт по созданию автомобилей, тракторов и специальных гусеничных машин оказался недостаточным в послевоенный период для решения проблем транспорта высокой проходимости по пересеченной местности, слабым грунтам и глубокому снегу. Вот почему этот период ознаменовался значительным развитием исследовательских работ, направленных на поиски новых решений в области машин высокой проходимости и на более глубокое изучение механизма сопротивления движению в условиях бездорожья и отыскание рациональных средств его преодоления, чтобы сделать бездорожный транспорт экономичным и безотказным в действии. В результате выполненных исследований удалось установить некоторые зависимости, определяющие условия движения по глубокому снегу (зависимость коэффициентов трения от плотности снега), а также пределы упругих деформаций грунта в зависимости от нагрузки: было установлено, что переход от упругих к пластическим деформациям грунта происходит не внезапно, а постепенно, распространяясь от находящейся вблизи нагруженной поверхности на весь массив грунта. Используя результаты этих исследований, хотя далеко неполных, представилось возможным заложить начало аналитических расчетов напряженного состояния грунта, которые уже могут дать в настоящее время некоторые решения по выбору движителя высокой проходимости.
СОЧЛЕНЕННЫЕ ГУСЕНИЧНЫЕ МАШИНЫ
(Вестник бронетанковой техники, № 4, 1965)
Еще в 60-х годах ХХ века на уровне правительства СССР была поставлена задача о создании совершенно нового гусеничного транспортного механизма, ввиду того, что существующие вездеходы были малы и не справлялись с требуемыми задачами.
Созданное специально для решения этого вопроса конструкторское бюро, в 1971 году разработало и представило первые сочлененные гусеничные машины: ДТ-ЛП и ДТ-Л. Но прошло почти 10 лет, прежде чем их серийные последователи были приняты на вооружение. Ими стали в 1980 году ДТ-10П, ДТ-20П и ДТ-20. Серийное производство ДТ-10П было освоено лишь в 1982 году Ишимбайским заводом транспортного машиностроения.
Вооружением эти машины обзавелись лишь в недавнее время – (ЗРК ТОР, Панцирь, РСЗО для арктических войск).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ СОЧЛЕНЕННЫХ МАШИН ДТ-ЛП И ДТ-Л
(Вопросы оборонной техники. Серия XX. Выпуск 48.1974 г.)