В наше время вряд ли есть человек, который отказался бы от мобильного телефона, как средства связи с внешним миром. А при скоростном развитии технологий современный мобильный телефон является и телефоном, и компьютером, и игрушкой, и т.д.
И все мы часто приходим в негодование, когда на наш мобильный телефон постоянно поступают различные сообщения, не всегда нам нужные и засоряющие память нашего устройства. Та-кие сообщения мы называем спамом. Думаю, понятие спама никому разъяснять не нужно, его знают даже детсадовцы и младшие школьники. И законодателем установлен запрет на рассылку таких сообщений без согласия абонентов сети связи.
Судебная практика и практика Федеральной антимонопольной службы по привлечению к ответственности операторов связи, различных юридических лиц, которые злоупотребляют смс-рассылками, многочисленна и практически единообразна, и не вызывает каких-либо сомнений в толковании правовых норм законодательства о связи по этому вопросу. На эту тему имеется куча судебных решений и решений УФАС, а также большое количество статей в сети Интернет и СМИ, поэтому приводить ее здесь не будем ввиду её ясности и определенности.
Административная ответственность, предусмотренная ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) касается нарушения законодательства о рекламе. Иных мер ответственности за рассылку сообщений без согласия абонентов КоАП не предусмотрено.
В данной статье мы выясним правовое обоснование направления управляющими организациями – исполнителями коммунальных услуг смс-сообщений о долгах и прочих уведомлений собственникам помещений МКД во взаимосвязи жилищного законодательства и законодательства о связи.
Большинство читателей нашего блога трудятся либо в самой отрасли ЖКХ, либо близки к данной отрасли, поэтому нам всем известно основное правило применения жилищного законодательства, которое изложено в самом начале Жилищного кодекса РФ, а именно в статье 5 в пункте 8: приоритет норм Жилищного кодекса РФ в случае противоречия ему остальных нормативно-правовых норм, содержащихся в федеральных законах, иных нормативно-правовых актах РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Правилами предоставления коммунальных услуг № 354, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. (далее по тексту - Правила 354), установлен перечень прав и обязанностей Исполнителя коммунальных услуг и Потребителей, которые предусмотрены в разделе IV. В пункте 31 Правил 354 установлен довольно внушительный перечень обязанностей Исполнителя, который составляет почти 30 пунктов, а в этом же разделе пунктом 32 предусмотрены и права Исполнителя, пусть и в меньшем, почти в 2,5 раза, количестве.
С начала 2017 года в пункт 32 Правил 354 внесены изменения, которые дополнили его, в том числе и подпунктом е (3), который предоставляет Исполнителю право на уведомление потребителя о задолженности по оплате коммунальных услуг, неустоек (штрафов, пени).
Способы такого уведомления следующие:
- путем передачи смс-сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя;
- посредством телефонного звонка с записью разговора;
- сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства;
- размещения на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
Одним из спорных моментов, вызывающих вопросы у правоприменителей, является вопрос о необходимости получения согласия абонента (читай, собственника или нанимателя помещения МКД) для получения смс-сообщений о задолженности за коммунальные услуги (КУ), а также иных уведомлений от управляющих организаций.
Статьей 44.1 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее по тексту – Закон о связи) предусмотрено, что рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также - рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.
Однако в пункте 3 указанной статьи установлены случаи – исключения, которые позволяют признать законной рассылку, полученную без согласия абонента:
- рассылки сообщений в целях информирования абонента в связи с перенесением абонентского номера, иных сообщений, которую оператор связи обязан осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- рассылки сообщений по инициативе федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций и других органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также без согласия абонентов, исходя императивно установленной обязанности оператора связи в силу пункта 9 Правил предоставления услуг телефонной связи (утверждены Постановлением Правительства РФ № 1342 от 09.12.2014 г.), в порядке, определенном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обеспечивать в зоне экстренного оповещения населения передачу сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите (далее соответственно - оповещение, сообщение экстренного оповещения).
Оповещение пользователей сети подвижной связи осуществляется оператором связи посредством направления на абонентские станции (абонентские устройства) коротких текстовых сообщений. Отказ пользователя услуг связи от получения сообщения экстренного оповещения не допускается.
Пунктом 6 статьи 45 Закона о связи предусмотрено право абонента обратиться к оператору подвижной радиотелефонной связи с требованием о прекращении передачи на его пользовательское оборудование (оконечное оборудование) коротких текстовых сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, которые содержатся в таких сообщениях и от получения которых абонент отказывается, за исключением сообщений, передача которых осуществляется оператором подвижной радиотелефонной связи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как видим, в законодательстве о связи не указаны исполнители коммунальных услуг как лица, имеющие право отправлять смс абонентам без их согласия. Но, как замечено выше, в жилищных правоотношениях приоритет имеют нормы жилищного законодательства РФ, а нормы других отраслей права применяются в части, не противоречащей им.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- для осуществления рассылки исполнителем коммунальных услуг о задолженности за коммунальные услуги не требуется согласие абонента в силу закрепления такого права в Правилах 354, которые применяются в приоритетном порядке в жилищных правоотношениях «Потребитель КУ-Исполнитель КУ» перед нормами законодательства о связи;
- для осуществления уведомительной или информационной рассылки Исполнителю коммунальных услуг все-таки необходимо получить согласие собственников на такую рассылку, за-крепив такое право управляющей организации в договоре управления либо собрав заявления от каждого собственника о согласии на получение такой рассылки.